Приемы работы над словом в начальной школе

Работа над словом в начальной школе - одно из важнейших направлений развития речи учащихся. Словарная работа проводится на всех уроках русского языка. Слова, встречающиеся в предложениях, зачастую непонятны детям, а, следовательно, смысл всего текста в целом.

Обогащение словарного запаса детей начинается с букварного периода и является составляющей частью любого урока с 1 по 4 класс.

Расширение словарного запаса первоклассников включает в себя:

  • работу над лексическим значением новых слов (язык – орган во рту. Язык костра, язык – пленный), уточнение уже известных, включение в речь,
  • устранение нелитературных (сзади – взади, их – ихняя);
  • работу со словарями;
  • работу над изобразительными средствами;
  • работа над правописанием слов;
  • работу с литературными источниками и справочной литературой. Большой выбор книг можно посмотреть здесь.

Готовясь к работе с учебным текстом, учитель должен выбрать слова и обороты речи, которые будут разобраны с учениками до знакомства с текстом, в процессе и после.

Словарная работа в начальных классахСловарная работа в начальных классах

До начала чтения:

  • все сноски в учебнике;
  • некоторые слова, которые возможно помешают осознанному восприятию текста учащимся.

В процессе анализа произведения или после чтения:

  • слова и выражения, которые требуют уточнения;
  • слова и выражения, вызывающие образные представления и углубляют эмоциональные переживания.

Можно предложить такие приемы раскрытия значения слов на уроке:

  1. Наблюдение по рисунку (на рисунке показываются части).
  2. Словообразовательный анализ (слово прочитывается и выясняется от какого слова он произошло). Например, односельчане, надломленная, подосиновик.
  3. Морфемный анализ (разбор слова по частям). Например, проселочный, небосклон, задушевная.
  4. Подбор антонимов к словам. Например, умный, светлый, мягкий.
  5. Для объяснения отвлеченных понятий используют примеры и факты из жизни. Например, храбрость, трусость, героизм, жадность, доброта.
  6. Синонимическая замена (выражение заменяется одним словом или наоборот). Например, куда ни глянь.
  7. Краткое описание. Например, пчелиный рой, жбан, кладовка.
  8. Использование словарей (найти значение в словаре). Например, оплечье, огниво, деготь, светлица, чебурахнуться, палица.
  9. Подбор синонимов.
  10. Элементарное определение предмета. Например, Кто такие англичане? (люди, живущие в Англии)
  11. Экскурсия (объяснение слов походу).
  12. Подведение частного понятия под общее. Например, антилопа – олень, баобаб – дерево.

Словарная работа – это одно из звеньев работы по развитию речи. Чем больше он будет, тем легче учиться. Поэтому задача учителя начальных классов – расширить активный словарный запас детей, заложить фундамент его дальнейшего обучения.

Метки к статье: обмен опытом