Работа над словом в начальной школе - одно из важнейших направлений развития речи учащихся. Словарная работа проводится на всех уроках русского языка. Слова, встречающиеся в предложениях, зачастую непонятны детям, а, следовательно, смысл всего текста в целом.
Обогащение словарного запаса детей начинается с букварного периода и является составляющей частью любого урока с 1 по 4 класс.
Расширение словарного запаса первоклассников включает в себя:
- работу над лексическим значением новых слов (язык – орган во рту. Язык костра, язык – пленный), уточнение уже известных, включение в речь,
- устранение нелитературных (сзади – взади, их – ихняя);
- работу со словарями;
- работу над изобразительными средствами;
- работа над правописанием слов;
- работу с литературными источниками и справочной литературой.
Готовясь к работе с учебным текстом, учитель должен выбрать слова и обороты речи, которые будут разобраны с учениками до знакомства с текстом, в процессе и после.
Словарная работа в начальных классах
До начала чтения:
- посмотреть все сноски в учебнике;
- некоторые слова, которые возможно помешают осознанному восприятию текста учащимся.
В процессе анализа произведения или после чтения:
- слова и выражения, которые требуют уточнения;
- слова и выражения, вызывающие образные представления и углубляют эмоциональные переживания.
Можно предложить такие приемы раскрытия значения слов на уроке:
- Наблюдение по рисунку (на рисунке показываются части).
- Словообразовательный анализ (слово прочитывается и выясняется от какого слова он произошло). Например, односельчане, надломленная, подосиновик.
- Морфемный анализ (разбор слова по частям). Например, проселочный, небосклон, задушевная.
- Подбор антонимов к словам. Например, умный, светлый, мягкий.
- Для объяснения отвлеченных понятий используют примеры и факты из жизни. Например, храбрость, трусость, героизм, жадность, доброта.
- Синонимическая замена (выражение заменяется одним словом или наоборот). Например, куда ни глянь.
- Краткое описание. Например, пчелиный рой, жбан, кладовка.
- Использование словарей (найти значение в словаре). Например, оплечье, огниво, деготь, светлица, чебурахнуться, палица.
- Подбор синонимов.
- Элементарное определение предмета. Например, Кто такие англичане? (люди, живущие в Англии)
- Экскурсия. (объяснение слов походу)
- Подведение частного понятия под общее. Например, антилопа – олень, баобаб – дерево.
Словарная работа – это одно из звеньев работы по развитию речи. Чем больше он будет, тем легче учиться. Поэтому задача учителя начальных классов – расширить активный словарный запас детей, заложить фундамент его дальнейшего обучения.
Admin