Виды деятельности в период обучения грамоте

Цель занятия: сформировать у студентов умения самостоятельно проводить анализ страниц учебника «Букварь», осуществлять характеристику основных понятий, устанавливать причинно–следственные связи, сформировать знания о проведении основных видов деятельности на уроках обучения грамоте.

Методы: рассказ, беседа, анализ.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронные страницы учебника, учебники для начальной школы.

Ход урока

Этапы занятия

Ход занятия

Организационно – мотивационный этап.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Приветствие.

- Друзья! Вселяйте людям веру

И говорите: «Добрый день!»

Вы следуйте хорошему примеру –

Приветствием своим продляйте жизнь людей.

3. Сообщение (выведение) темы и целей.

4. Актуализация.

1) Вспомните русский алфавит. Назовите буквы алфавита (33 буквы)

2) Произнесите гласные звуки (их 6)

3) Произнесите согласные звуки твёрдые и мягкие [б] – [б’]… (их 36)

4) Какие буквы не обозначают звуков?

А для чего же они служат в русском языке?

 

- Выдающийся русский филолог Иван Михайлович Сеченов отмечал, что «главными определителями умственные перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать».

Родной язык представляет собой наиболее ценный в образовательном, воспитательном и развивающим отношении учебный материал. Он позволяет результативно к положительно решать множество задач, приходящийся на самый первый период школьного обучения.

Обучения грамоте выступают в качестве введения ученика в систематическое изучение русского язык.

Операционно – деятельностный этап.

Из истории методов обучения грамоте.

Метод – это способ, путь теоретического или практического осуществления чего – нибудь.

- В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащегося, направленный на выполнение задач образования.

К ним относятся рассказ, беседа, объяснение, самостоятельное изучение, наглядность и др.

С давних пор в методике начального всё, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином «метод» (в старину употребляли словоформу «метода»).

Однако правильнее говорить, если речь идёт об обучении грамоте, не о методе, а именно о системе занятий, системе, которая реализуется с помощью разных дидактических методов – и беседы, и рассказа учителя, и самостоятельной деятельности учеников и использования средств наглядности.

 

Курс обучения грамоте состоит из нескольких периодов:

1. Добуквенный период

задачи:

- развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова;

- производить слого – звуковой и звуковой анализ слов;

- сравнивать звуки в похоже звучащих словах.

На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения.

На уроке вводятся понятия «слово», «предложение», «звуки гласные и согласные», «ударение», «схема».

- Учатся подбирать слова к рисунку;

- Назвать один и тот же предмет разными словами (кот, котик, котёнок; дед, дедушка, старичок, старик);

- Рисовать схему слова, показывать гласные и согласные звуки, слоги, ударения;

- Составлять предложения по картинкам;

- Изображать предложения в виде схемы.

 В добуквенный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи (раскрашивание, рисование, штрихование в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

2. Буквенный период

В буквенный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Обучение грамоте – это составная часть непрерывного курса русского языка и развития речи для школьников, начальной и основной школы.

Поэтому в рамках предмета «русский язык» реализуется на доступном уровне:

- овладение грамотой (чтением, письмом, развитие умений слушания и говорения);

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;

- овладение грамматическим строем речи;

- овладение орфографией и пунктуацией;

- развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

- приобретение и систематизация знаний о русском языке;

- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой;

воспитание средствами русского языка;

- формирование у детей чувства языка.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализа графических знаков, из которых состоит буква; упражнения в написании букв и соединений, слов, предложений, текстов с печатных образцов и др.

В методике используется современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

Метод звуковой

- дети знакомятся с основными звуками русского языка;

- учатся выделять их из речи и обозначать их буквами;

- обозначение звука буквой выполняется после выделения из слов;

Метод аналитико-синтетический

- Изучение звука происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом;

- звуковой анализ предшествует синтезу;

- формирование навыка чтения опирается на различные виды звуко-аналитической работы над словом:

- выделение звуков;

- определение их места в графической схеме;

- проговаривание слов по слогам.

- современный метод предусматривает раздельное, но параллельное обучение чтению и письму.

 

Основа метода -  изучение живого произношения слов.

Дети обучаются читать по слогам.

Первичное чтение опирается на гласные.

Путем синтеза слова составляются из слогов и прочитываются с ударением. Т.о. совершенствуется умение читать аналитически точно.   

 

Примерный план урока обучения грамоте

(добуквенный период)

Чтение

1. Артикуляционная гимнастика или дыхательные упражнения.

2. Беседа по сюжетной картине. Обучение правильному построению предложений по вопросам.

3. Составление предложений по предметной картинке, небольших текстов. Моделирование предложения или слова в виде условно-графической записи.

4. Развитие слухового внимания путем различения звуков окружающей  действительности.

5. Прослушивание стихотворения или сказки. Ответы на вопросы учителя по содержанию текста.

6. Отгадывание загадки или разучивание стихотворения с голоса учителя.

 

Примерный план урока обучения грамоте

(буквенный период)

1. Чтение учителем отрывка из конкретной сказки.

2. Знакомство с её героем. Рассмотрение соответствующей картинки в букваре.

3. Выделение конкретного звука из названий предметов, изображённых на данной картинке (включая сказочного героя).

4. Характеристика звука: гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий глухой.

5. Тренировочные упражнения в поиске и названии слов с данным звуком и определение его места в слове.

6. Обозначение звука буквой. Рассмотрение графики буквы, её печатного и письменного изображения.

7. Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква

 

Типовой план изучения звука и буквы. Чтение.

(буквенный период)

Анализ

1. Выделение из речи предложений.

2. Деление предложений на слова.

3. Выделение из предложений (или по картинке) слова для анализа.

4. Выделение и изучение отдельного звука  (характеристика звука).

5. Установление места данного звука в звуковой структуре слова.

6. Выделение в слове слогов по количеству гласных.

 

Синтез

1. Преобразование и чтение слов в столбиках на доске, на индивидуальных полотнах и т. д.

2. Чтение словосочетаний, текстов.

 

Виды заданий в период обучения грамоте

1. Частичный фонетический разбор.

2. Наблюдение над артикуляцией звуков (моделирование, фонетическое конструирование).

3. Артикуляционная разминка

 

 «Дед Данило делил дыню:

 Дольку Дине, дольку Диме».

- Чтение хором.

- Чтение по рядам с нужной интонацией.

- Сколько раз встретилась буква «Д», которая обозначает мягкий звук?

- Сколько раз твердый ?

- В каких словах букв больше, чем звуков ?

- Почему ?

 

4. Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением их значения.

Чтение слов наоборот:

ецнлос    ансев    цясем

5. Чтение согласных по таблице (учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда).

6. Чтение слоговых таблиц ма, мо, мы, ми, му 

7. Ролевое чтение – любимый вид чтения у детей «Хоровое чтение» - « птичьим базаром».

8. Игры: «Игра в прятки» - ведущий начинает читать не сначала.

«Мнимое слово» - учитель произносит неправильное слово…

9. Чтение за диктором.                                

Рефлексивно –

оценочный этап

Ответьте на вопросы:

(можно на листах бумаги)

1. Каковы ваши главные результаты?

Что вы поняли, чему научились сегодня на

занятии?

2. Какие задания вызвали наибольший интерес,

почему?

3. Как вы выполняли задания, какими способами?

Что вы чувствовали при этом?

4. Достигли ли вы поставленной в начале занятия

цели? 

- Заполните оценочную карту сформированности компетенций.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом