Развитие критического мышления на уроках литературного чтения

Информационное общество – это не далекое и призрачное будущее. Информационное общество – это реальность, в которой предстоит жить нашим детям и внукам. Задача учителя научить своих воспитанников жить в условиях этого общества и плодотворно работать с тем потоком информации, который они получают из разных источников.

Решить данную проблему помогает технология развития критического мышления (ТРКМ).

Данная педагогическая технология дает возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную и познавательную деятельность.

Развитие критического мышления - тема не новая в педагогике. Технология развития критического мышления была предложена в 90-е годы ХХ века американскими учеными (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил) как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: Как научить мыслить?

В России она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова).

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Подобный тип мышления необходимо развивать у ребенка начиная с начальной школы, а может и раньше. Рассмотрим применение технологии критического мышления на примере уроков начальной школы.

В основе ТРКМ лежит трехфазная структура урока: стадия "Вызов", стадия "Осмысление" и стадия " Рефлексия". Предлагаю далее на примере темы "К. Д. Ушинский "Слепая лошадь" (урок литературного чтения в 3 классе) рассмотреть и применить эффективные методические приемы.

Этапы развития критического мышленияЭтапы развития критического мышления

1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа)

Ученик ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего он не знает по теме урока и что хочет узнать.

На этой стадии эффективны такие приемы, как "Аквариум", "Верите ли Вы, что...?", "Корзина идей", "Мозговой штурм", "Ассоциативная карта", "Верные и неверные утверждения". Рассмотрим применение некоторых приемов на уроке:

Прием "Аквариум"
Из каждой группы выходит по одному человеку, они будут "золотыми рыбками" в аквариуме. Участники рассаживаются в круг. Цель работы-ответить на ряд вопросов, поставленных педагогом. Остальные - зрители.

На доске слово "Догони – Ветра" без сообщения имени автора и названия урока:

  • подберите эпитеты к слову "Догони – Ветра". (быстрый, смелый, стремительный)
  • подберите синонимы к слову Слепой? (незрячий, невидящий), а антоним? (зрячий)
  • составьте словосочетание со словом "слепой". (слепой котенок, слепой старик)

Прием "Верите ли, что…" (работа в паре)
Учащиеся должны предположить, о чем будет речь в произведении. Учитель предлагает вам утверждения, а учащиеся, если согласны ставят "+", если нет, то "-". (Работа проходит в паре по карточкам).

  • Верите ли, что лошадь родилась слепой?
  • Верите ли, что в слепоте лошади виновен человек?
  • Верите ли, что история о лошади закончится благополучно?

Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления)

На этой стадии ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Цель данного этапа - побудить учащегося к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес школьников к информации и добиться ее понимания. Здесь важно, чтобы дети обменивались различными мнениями и вырабатывали гибкость мышления.

Второй этап - "осмысление" - содержательный, в ходе которого происходит непосредственная осмысленная работа ученика с информацией. На этом этапе урока хорошо используются такие приемы, как "Чтение с остановками", "Чтение с пометами", "Толстые и тонкие вопросы", "Кубик Блума", "Бортовой журнал". Рассмотрим некоторые из них.

Прием "Чтение с остановками"
Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения и побуждал к мышлению: "А что же будет дальше?". Чтение проходит в несколько этапов: чтение - вопросы по тексту - предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Прием "Бортовой журнал"

Это способ визуализации материала (работа в паре). Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

  1. Что мне известно по данной теме?
  2. Что нового я узнал из текста?

На рассматриваемом уроке учащимся дается информация о лошади из произведения К. Д. Ушинского, и они заполняют таблицу. Данную работу лучше выполнять в паре.

Прием "Тонкие и толстые вопросы"
Это простой и очень эффективный прием, который формирует умение правильно поставить вопрос. Суть приема в том, что составляется таблица из двух колонок:
Левая колонка - тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими. (Кто автор сказки "Слепая лошадь"? Как звали хозяина лошади? За что прозвали лошадь "Догони-Ветра"?)

Правая колонка - толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, обстоятельными и длинными. (Как по-другому можно озаглавить эту сказку? Чему учит данная сказка? Какую пословицу можно подобрать к этой сказке?)

3 этап - "Рефлексия" (размышление)

На данном этапе происходит размышление и обобщение того, "что узнал" ребенок на уроке по данной теме. Этап "Рефлексия" способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.

На этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы, как "Метод 6 шляп", "Кластер", "Перепутанные логические цепочки", "Синквейн", "Пятиминутное эссе", "Ромашка вопросов или ромашка Блума". Рассмотрим, как используются некоторые приемы на уроке литературного чтения:

Прием 6 шляп мышления
Это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по желанию) и формулирует свое высказывание.

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
1 группа Белая - самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
2 группа Желтая - солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
3 группа Черная - негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

4 группа Красная - эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
5 группа Зеленая - творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
6 группа Синяя - нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Данная работа проводится, когда учащиеся познакомились с произведением К. Д. Ушинского "Слепая лошадь" и делают выводы, используя различные подходы. Этот прием позволяет эффективно провести обобщение по теме.

Прием "Незаконченное предложение"
Учащимся предлагается карточка с незаконченными предложениями, например "На уроке было интересно…", "Новым для меня стало...", "Мне понравилось…", "На уроке мне было легко...", "На уроке давалось с трудом…", "Теперь я смогу…". Они продолжают предложения и определяют сильные и слабые стороны урока.

Таким образом, используя технологию развития критического мышления, можно отметить такие его преимущества, как:

  • ученики развивают умение мыслить нестандартно и гибко, предлагать креативные решения проблем;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию информационно насыщенного текста;
  • учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивается активное слушание, память, внимание;
  • повышается самооценка.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом