Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся

Ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

Существует огромное количество градаций ключевых компетенций.

В своей деятельности я ориентируюсь на формирование 4 основных групп ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловой;
  • учебно-познавательной;
  • информационной;
  • коммуникативной.

Хочу рассказать о некоторых приемах формирования учебно-познавательной компетенции, которые я использую в своей практике.

Становление познавательных интересов прежде всего происходит на уроке. Но школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед собой ставлю задачу по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.

Развитие познавательной компетенцииРазвитие познавательной компетенции

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны и внутренне приняты им, т.е., чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Ребенок учится с увлечением тогда, когда занятия интересуют его лично. Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимся определенного результата. Главное, чтобы детям было интересно учить себя, развивать себя, познавать мир.

Путем правильного отбора и проведения специальных упражнений на разных типах и этапах уроков стремлюсь сформировать у учащихся устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске, сделать учение радостным и повысить активность ученика в творческом познавательном процессе., т. е. стремлюсь формировать и развивать у учащихся учебно-познавательную компетенцию.

Эти упражнения представлены в данной таблице. Расскажу о некоторых из них.

 Учебно-познавательная компетенция

Упражнения, задания, дидактические игры, используемые на  различных типах и этапах уроков

Психолого – педагогический анализ

Мотивационно - целевой блок

Умение извлекать пользу из опыта.

«Фантазер»,  «Профи», «Кумир» 

Настрой на изучение новой темы, планирование.

 

 

 

Умение организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать.

 

«Линия времени» 

 

Умение организовывать свои собственные приемы изучения.

«Образовательная стратегия»

 Расширение диапазона учебных стратегий

Познавательный блок

Умение решать проблемы.

 

Способность слушать других людей и принимать во внимание

 

Способность эффективно работать в качестве подчиненного.

«Да-нетка»

 

«Игра с мячом»

 

 

 

 

Оптимизация положительных эмоций средствами игровых ситуаций, развитие неосознанной компетентности.

 

Способность к совместной работе ради достижения цели

«Собери»

 

Развитие лингвистических навыков, применение знаний в нестандартных ситуациях.

Использование ресурсов.

«Оратор» 

Расширение диапазона учебных мотивов.

Самостоятельность мышления, оригинальность.

«Автор»

Содействие формированию личностного отношения к изучаемому материалу.

Уверенность в себе. Готовность решать сложные вопросы.

«Ручеек» 

«Поле чудес»

Развитие лингвистических навыков, применение знаний в нестандартных ситуациях.

Настойчивость, способность принимать решения.

Деловая игра «Суд»

Анализ учебной деятельности в эмоционально безопасном варианте. 

Вовлечение эмоций в процесс деятельности.

Дидактическая игра

«Иду в гости» 

Развитие коммуникативных навыков.

Тенденция контролировать свою деятельность. Самоконтроль.

«Дерево настроения»

 Рефлексия

Так, например, для развития умения извлекать пользу из опыта использую следующий прием - сопоставление научных и житейских толкований понятий .

Задание "Фантазер"
На доске записана тема урока. Предлагаю назвать 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни…

Задание "Профи"
- Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Задание "Кумир"
На карточках раздаю детям "кумиров по жизни". (Например, А. Кабаева, Е. Плющенко, А. Аршавин, А. Карпов и др.) Предлагаю пофантазировать, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

Использую на уроках метод создания ситуаций познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме, выступает в роли метода стимулирования интереса к учению.

Задание "Оратор"
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Задание "Автор"

  • Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
  • Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
  • Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему?

Такие задания развивают самостоятельность мышления, оригинальность. Существует множество путей формирования учебно-познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки: деловые игры, ролевые игры.

Использую на уроках метод познавательных игр. Так во время дидактической игры "Иду в гости" дети изучают не только программный материал, но и учатся принимать гостей, соблюдать правила этикета.

Для развития способности к совместной работе ради достижения цели очень эффективна игра "Собери". Целью игры является активное включение учащихся в самостоятельную работу по изучению нового материала за отведенный промежуток времени. Дети учатся добывать знания, передавать полученную информацию, умению работать коллективно, проявлять товарищескую взаимопомощь. Дети учат себя сами.

Так, например, на уроке окружающего мира при изучении темы "Чтобы путь был счастливым" класс был разделен на 4 группы, т.к. в данной теме 4 подтемы ("Если ты пешеход", "Если ты велосипедист", "Если ты пассажир", "Дорожные знаки"). Получив задание, дети работают в группах, изучают и представляют не только программный материал, но и в рубрику "Это интересно" подбирали из книг, газет, журналов, интернета интересные сведения по данной теме урока и знакомили с ними других учащихся на уроке.

В результате дети так увлеклись данной темой, что продолжили ее изучение и во внеурочной деятельности (Например, составили текст с торжественным обещанием пешехода, изготовили дорожные знаки и подготовили викторину на классный час по правилам перехода улиц).

Считаю, что именно на таких уроках, где происходит соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентностью. Сначала детей привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия.

А сейчас хочу представить свое видение таких учебно – познавательных компетенций, как адаптивность, отсутствие чувства беспомощности, готовность и способность самостоятельно заниматься своим обучением. Учащиеся начальных классов нашей гимназии умеют отличать качественные задачи от количественных, учатся самостоятельно определять средства и способы решения задач.

Знают, что на уроках русского языка при решении качественных задач требуется найти не величину, а характеристику объекта, какого-либо его свойства (форму, цвет) средством решения таких задач является правило, а при решении на уроках математики количественных задач – формула.
Хочу представить вашему вниманию фрагмент открытого урока математики, на котором я формировала у учащихся универсальные умения решать количественные задачи по теме "Формулы".

На определенном этапе урока предложила ребятам выполнить пробное действие - решить такую задачу, которую мы еще ни разу не решали:
"Найди площадь прямоугольного треугольника, у которого сторона а = 5 см, сторона b = 6 см2 Ниже дано примечание: S = (a* b) : 2
Причем детям данная формула неизвестна, ее мы будем изучать лишь в 4 классе.

Во время контроля выяснилось, что ответы у всех разные, соответственно пришли к выводу, что дети не умеют решать такие задачи, т. к. данную тему не изучали. Дети сообщили, что не знают, как действовать в такой ситуации, когда задачи им не знакомы.

Тогда спросила у ребят, хотят ли они научиться решать любые задачи по готовой формуле, где формула незнакома, но дана в примечании или формула известна, но по ней мы еще не решали задачи Ребята согласились. Затем вместе с детьми сформулировали цель и задачи данного этапа урока.

Цель: узнать алгоритм организации действий по решению простых типовых количественных задач с использованием готовой формулы и научиться им пользоваться.

Задачи

  • Выяснить, что такое простая алгебраическая задача и каким требованиям она должна отвечать
  • Понять, как устроен алгоритм решения простых типовых количественных задач.
  • Познакомить с образцом действия по алгоритму.
  • Воспроизвести его, чтобы задать образец действий.
  • Потренироваться с использованием алгоритма на другом материале
  • Проконтролировать себя.
  • Дать рефлексивную оценку тому, что ты проделал. (Как делал? Как надо? Где отклонился, почему? Провести коррекции)

В готовом виде я алгоритм детям не дала, шаги алгоритма на доске были рассыпаны, последовательность была нарушена. По моим наводящим вопросам, учащиеся восстановили последовательность алгоритма и выяснили, какие требования предъявляются к простым типовым количественным задачам.(Чтение алгоритма сопровождаю записью на доске) Даем определение, что такое "задача" и что значит "решить задачу".

Задача – это цель по нахождению неизвестного при необходимых и достаточных данных для ее решения при известных средствах и способах.

Решать задачи – это совершать действие по нахождению неизвестного при условии, что есть все необходимые и достаточные данные, известны средства и способы решения.

Выясняем, что благодаря такому средству, как готовая формула и способу (данному алгоритму), мы с легкостью будем решать любые типовые количественные задачи.
В процессе тренинга предлагаю комбинированные задачи с недостающими данными, не решаемые задачи. В результате делаем вывод, что такие задачи, в которых есть не все достающие данные по формуле, но которые можно найти при помощи дополнительных данных по известному способу, называются сложными типовыми количественными задачами.

Таким образом, учимся сами и учим своих детей получать новые знания и использовать их на практике.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом