В "Концепции модернизации российского образования" отмечается, что понятие "компетентность" включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Также приводится состав ключевых компетентностей: математическая, коммуникативная, информационная, автономизационная, социальная, продуктивная, нравственная.
Стратегия модернизации образования РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования положены ключевые компетентности: "Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно–политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах".
По С. Д. Полякову "компетентностный подход – это ориентация на формирование обобщенных умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и т.д.), которые школьники могут применить в различных образовательных (не только учебно- предметных) и жизненных ситуациях. Эти умения можно формировать через деятельностный подход (это эффективный путь, потому что ученик учится сам понимать, что он делает, как и насколько успешно), но можно формировать умения не развертывая всю цепочку деятельности – это можно, но эффективность меньше, потому что в этом случае ученик меньше понимает, чему он научился".
Исходя из этого, предлагается следующая логика педагогической деятельности учителя: логика реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя; компетентностный подход в образовательной деятельности направлен на формирование компетенций учащихся.
Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к такому пониманию. Под компетенцией, по-моему, понимается результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.
На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название "ключевых компетенций".
Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект "Образование", который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни.
Это требует от школы следующее:
- во-первых, формирование такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;
- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Так как мы живем в мире веществ и материалов, непрерывно протекающих химических реакций, то выделяют химическую компетентность, которая включает в себя химически грамотное обращение с веществами, материалами и процессами, безопасное как для собственной жизни, так и для нормального, естественного функционирования окружающей среды. Без химической компетентности невозможно формирование компетенции здоровьесбережения.
Применительно к химии предметная компетенция включает следующие знания, умения и навыки:
На мой взгляд, эффективно реализовать это возможно за счет активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач на уроках химии. Ведь современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Суть формирования компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся. Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей.
Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика. Учебные занятия мною планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз.
Мотивация позволяет акцентировать внимание детей к изучаемой теме, заинтересовать их. Содержание учебного занятия "Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать" Гете. Что следует изменить в структуре, содержании учебных занятий педагога для достижения цели образования – формирование компетенций учащихся? Создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения для решения учебных проблемных ситуаций.
Как важно, чтобы ребенок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознавал смысл и результат своих усилий, приобретая тем самым компетенции. Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными.
Постановка проблемной ситуации выполняет две задачи: усиливает мотивацию - интерес школьников к учебному содержанию и актуализирует мышление школьников. Но актуализация, начало мышления возможны, если актуализированы знания, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему, т.к. при отсутствии необходимой подготовки они не могут приступить к решению.
Например, если поставить перед учащимися 8-го класса вопрос, почему вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, обладают разными свойствами, эта важнейшая химическая проблема не вызовет потребность ее решать, т.к. их знаний пока недостаточно. Актуализация знаний позволяет сгладить тревожность перед решением проблемы, проблема начинает казаться ребятам более доступной, осуществляется связь предыдущих знаний с последующими, что позволяет не нарушать логическую последовательность усвоения материала. Создание проблемной ситуации. Постановка учебных целей.
Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми данными. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. Класс может быть готов к ее решению, но учащиеся должны получить установку к действию. Они примут задание к исполнению, когда будет четко сформулирована проблема.
Формулирование проблемы – это итог возникшей проблемной ситуации. Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами.
В отличие от информационного обучения при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся – активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основной дидактический прием "включения" мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала. Каково же дидактическое построение проблемного обучения? Главный ее метод, — логически стройное устное изложение, точно и глубоко освещающее основные положения темы.
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной.
Таким образом, при проблемном обучении базовыми являются следующие два важнейших элемента: система познавательных задач, отражающих основное содержание темы и общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал. Основной формой взаимодействия учителя и ученика стало сотрудничество.
Учитель не излагает на уроке готовое решение, а ставит проблему. На мой взгляд, это наиболее приемлемая форма для реализации задач. Урок становится инструментом совместного поиска решения этой проблемы, причем поиск этот может осуществляться в различных формах.
Как это решается на учебном занятии? Древняя мудрость гласит: "Мышление начинается с удивления", "Нет интереса – нет успеха!"
Например, в своей работе использую:
Скачать полную версию статьи вы можете по ссылке ниже