Информатизация всего общества привела к тому, что в реальной жизни дети начинают общаться с ПК значительно раньше чем в школе.
В настоящее время ПК используется в процессе развития ребенка как источник получения знаний и формирования навыков. Общение с ПК способствует развитию у обучающихся нестандартного мышления, памяти, реакции, сообразительности, коммуникабельности.
Еще К.Д. Ушинский ставил перед педагогом задачу «учить учиться». Он исходил из того, что «следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без педагога, приобретать новые познания».
Моя задача - создать условия для учебной деятельности, а также активно управлять ею. Начало обучения означает постепенную смену ведущего вида деятельности, на смену игровой приходит учебная.
Учащиеся активно работают на уроках, творчески, аккуратно выполняют задания, потому, что дело, которым они занимаются, их увлекает, вызывает живой интерес. На самом первом уроке довожу до сведения учащихся, что нельзя без уважительных причин пропускать уроки, так как это ведет к отставанию от группы и нарушает последовательность изучения материала.
Поскольку ребят больше интересует практическая работа, стараюсь теории давать минимум. Когда излагаю новый материал, сразу демонстрирую это на ПК, дети зрительно быстрее запоминают и когда читают материал дома они уже могут представить, как это выглядит на ПК. Обеспечить всеобщую компьютерную грамотность можно только при наличии персонального компьютера для каждого учащегося. В процессе выполнения практической работы провожу индивидуальный инструктаж. Типичные ошибки, обнаруженные в процессе проверки заданий, разбираем со всем классом.
К тем, кто быстрее и лучше выполняет задания, предъявляю повышенные требования. Если у ученика не ладится работа на ПК, стараюсь это не подчеркивать, иначе можно отбить желание к работе. Такому ученику помогаю, при удобном случае хвалю его, что поднимает настроение, вселяет уверенность. Стараюсь постоянно развивать творческие способности детей. В зависимости от степени подготовки детей и от того, как они усваивают материал, изучению тех или иных вопросов отвожу большее количество времени.
Компьютерные игры интересны, некоторые из них полезны, развивают, обучают и тренируют. Но так называемая деловая игра, где нужно моделировать обстановку делового партнерства, конкуренции и сотрудничества, оказывается более привлекательной даже при воображаемом использовании ПК. Накопление игровых организационных форм обучения, позволяет эмоционально раскрасить занятие.
На уроках проходила деловая игра «Коммивояжер». Дети в ходе урока научились работать в коллективе, нести ответственность за свою работу, а также результат учебного труда воплотить в социально значимый продукт. На уроке они показали навыки работы с языком программирования Бейсик.
Они очень активно участвовали в деловой игре. Им понравился такой момент, как придумывание «денег». В этом они проявили большую изобретательность, у них уже был стимул расплачиваться за программный продукт другой фирмы своими «деньгами». Дети показали свою способность работать в обстановке делового партнерства.
Итоги урока были подведены по рецензиям, которые фирмы получили за свои программы и кто, сколько заработал на этом «денег».
Такая форма урока очень понравилась детям, они остались довольны и предложили еще проводить уроки в такой форме.
Поэтому в этом году было еще одно занятие по форме деловой игры «Счастливый случай». Дети старались сразу отвечать на поставленные вопросы. Очень напряженной была борьба в конкурсе «капитанов», где капитаны проявили способность логического мышления.
Итоги урока были подведены по результатам (количество баллов), которые команды получили за время игры. Одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся является кроссворд. Проверка знаний - важная составная часть процесса обучения. Ее основной целью является определение качества усвоения учащимися программного материала. Предлагаю проверять знания учащихся в игровой форме - с помощью кроссвордов. Такой вид проверки знаний учащихся удобен и интересен: самостоятельная работа учащихся по разгадыванию кроссворда оживляет учебный процесс.
Еще одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися с помощью программ-тестов. Одно из условий совершенствования процесса обучения - это разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы. Программа-тест используется на разных уровнях обучения: при текущем, тематическом и итоговом контроле знаний. Она работает в диалоговом режиме и не требует от учащихся специальной подготовки.
Учащиеся получают дополнительные сведения по информатике. Сейчас в обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится не просто сложно найти работу, но и ориентироваться в современном мире. Каждый год проводится беседа на тему: «Применение и использование ЭВМ в современном производстве, различных сферах человеческой деятельности».
Многие учащиеся старшего возраста получив навыки практической работы с персональным компьютером и ознакомившись с ролью ЭВМ в современном производстве, решают продолжить обучение в высших учебных заведениях по данному профилю.