Аннотация: В статье приводится описание и классификация творческих заданий на развитие воображения и мышления, примеры творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе.
Ключевые слова: воображение и мышление, познавательный интерес, творческие задания, креативный человек.
Развитие творческих способностей предусматривает решение следующих задач:
Познавательный интерес - основа мотивации учебной деятельности. С целью его развития используются следующие методы обучения, направленные на активацию и интенсификацию деятельности учащихся:
Урок – это одна из форм обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно здесь решаются задачи развития его творческого мышления
Современные ФГОС подразумевают развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности. Творческие задания по русскому языку можно разделить на несколько групп:
Для развития творческого мышления и воображения учащихся можно предложить такие задания:
Наибольший эффекта можно достичь, включая ежедневно в уроки русского языка творческих заданий и упражнений, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок-творческий отчет, урок-проект – вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.
Для целенаправленного развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются специальные системные упражнения на развитие и активизацию креативности — системы творческих способностей
Показатели креативности:
Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление – противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления
Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы.
При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, что не замечают другие.
Для активизации творческого потенциала учащихся на уроках по развитию речи используется метод мозгового штурма – метод коллективного решения проблемы. Каждый ребенок может свободно высказать свои идеи, даже самые нелепые и шуточные. В ходе обсуждения у детей появляются новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.
Главная методическая цель уроков - это создание условий для проявления творческой активности учеников. Используются дифференцированные задания по степени оказания помощи ученику, по степени самостоятельности учащегося при выполнении заданий:
Включение в структуру уроков подобных заданий является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Проявить свои творческие способности в полной мере помогает сочинение. Работу над созданием собственного высказывания следует начинать с первого класса. В этом возрасте дети с удовольствием пробуют сочинять стихи, выдумывают сказочные сюжеты. Но, как показывает опыт, первые творческие работы далеки от совершенства.
Во втором классе учащимся предлагаются некоторые творческие задания выполнить письменно, предварительно познакомившись с художественным текстом. Появляются задания сочинительского характера, ответы на вопросы, представляющие собой небольшие рассуждения. Важно, чтобы ребенок просто умел и хотел записывать вновь рожденные мысли по поводу прочитанного и услышанного.
Виды письменных работ представляют собой небольшие развернутые и краткие высказывания на разные интересные темы. Работа в позиции "сочинителя" помогает ребенку научиться выступать в роли автора собственного небольшого высказывания. Ему предлагается дописать начатый текст, продолжить историю, придумать сюжет, представить то или иное явление природы, описать его. После выполнения практического задания ученики обмениваются впечатлениями, читают работы.
Чтобы научить представлять последствия событий, использую прием фантазирования по заданной ситуации и наводящим вопросам. Ведь, фантазируя, дети учатся мыслить нестандартно. Например, детям предлагается название сказки, персонажи и они должны придумать сказку.
Все в комплексе создает благоприятную среду для развития творческой личности, но нельзя забывать, что наилучшим источником развития творческих способностей младшего школьника является живое общение и литература.