Цель: повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, основанного на активизации творческих способностей обучающихся.
В связи с введением нового закона об образовании в рамках ФГОС встает проблема обновления подхода к образовательному процессу. Наше метод. объединение культурно-прикладного цикла видит процесс обновления в создании единой образовательной среды, которая органично объединяет преемственность урочной и внеурочной деятельности путем интегрированного подхода.
Актуальность данной концепции состоит в идеи сотрудничества, диалога, педагогической поддержки и толерантности. Следовательно, встает задача создания учащимся условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы единое образовательное пространство было как можно более разнообразным, вариативным. Именно эту задачу решает нетрадиционная форма деятельности.
Все виды деятельности данной концепции взаимосвязаны и выглядит это следующим образом:
Нетрадиционные уроки строятся на совместной деятельности учителя и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых методов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При проведении нетрадиционного урока необходимо максимально вовлечь учащихся в активную деятельность.
Основой эмоционального тона должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность. В настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Чтобы ее развивать, необходимо предоставить ученикам возможность мыслить, решать проблемы, размышлять над путями решения этих проблем, чтобы в центре внимания была мысль. Для достижения поставленных целей использую различные образовательные технологии: игровые, учебно-исследовательские, педагогику сотрудничества, метод проектов.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время. Огромные потенциальные возможности улучшения образования и воспитания заложены в единстве учебной, внеклассной, внешкольной работы. Нельзя успешно овладеть программой, закрепить ее и сделать по-настоящему программой действий без соединения учебной и внеурочной деятельности.
Из урока должен идти импульс на внеурочную работу. Воспитание на уроке находит свое логическое продолжение в кружках "Рукоделие" (технология), "Палитра" (изобразительное искусство), фольклорный ансамбль "Тальяночка" (музыка). В процессе деятельности дети сами выбирают вид работы, самостоятельно распределяют обязанности. Готовясь к предметной неделе по теме "Рождество" мы делали макет Рождественской деревни.
Дети распределились на бригады проектировщиков, строителей (собирали бумажные "срубы" домов), бригада отделочных работ (украшали дома в народном стиле), девочки делали кукол и наряжали их в народные костюмы, изготовили для жителей деревни музыкальные инструменты. При выполнении данной работы применялись знания, полученные на уроках математики, технологии, музыки, изобразительного искусства.
Задачи внеурочной деятельности:
Предметная неделя – это общественный смотр знаний, одна из нетрадиционных форм учебной деятельности. Неделя имеет тематический характер. Сюда включаются открытые уроки учителей, выставки работ учащихся по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству с участием родителей, концертное выступление фольклорного ансамбля "Тальяночка", праздник в столовой в рамках проекта "Школьное питание".
Учащиеся старших классов под руководством учителей празднично оформляют школу. Модель Рождественской деревни "оживает", дети ходят по классам и колядуют. Работники столовой встречают в народных костюмах и угощают рождественской выпечкой. Всюду звучит русская народная музыка. На выставке рисунков и поделок представлены работы учащихся 1-9 классов. 10-11 классы размещают информацию о ходе праздника на школьном сайте, делают фоторепортаж.
Жюри, куда входят ученики и учителя, подводят итоги конкурсов. Награждаются грамотами лучшие работы учеников и родителей, классы, которые приняли активное участие в предметной неделе. Работы победителей продолжают участие в городских и областных конкурсах, где дети успешно выступив и получив грамоты, формируют портфолио.
Цели и задачи ведения портфолио:
Знания, полученные на уроках и внеурочной деятельности, применяются в поисково-исследовательской работе "Моя малая Родина". Исходя из темы проекта, выбирается экспедиционный маршрут. Участвуя в городской программе "Мир искусств – детям" посещаем музеи, выставки, организуем экскурсии, сотрудничаем с библиотеками.
Исследовательская деятельность учащихся относится к технологиям развивающего обучения. Она способствует развитию:
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:
В конце учебного года работа завершается проектом "Наши таланты", где обучающие демонстрируют свои достижения в разных номинациях. Приглашаются ученики, родители, учителя. Показателем результативности деятельности являются дипломы и грамоты за участие в школьных, городских, областных, всероссийских конкурсах и фестивалях, выявление одаренных детей. Ученики не только получают знания, но и овладевают способами их приобретения.
Привлекаются к сотворчеству родители. Неоднократно учащиеся нашей школы становились обладателями бесплатной путевки в Международный детский лагерь Артек, активно участвуя в творческих конкурсах разного уровня и формируя свое собственное портфолио. Для учеников это гордость и стимул в учебной деятельности.
Начиная с урока и заканчивая проектом, происходит формирование системы знаний и развитие творческих способностей детей.