В рамках опытно-экспериментальной деятельности на базе ГБОУ Лицея №299 было разработано положение о проведении школьной научно-практической конференции «Проекты на будущее». Уникальность данной конференции заключается в ее интегрированном подходе в форме и виде задания для каждого уровня обучения.
Школьная научно-практическая конференция «Проекты на будущее»
Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великий вес и последствия.
Паустовский К. Г.
Современное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, способного определять цель, смысл и ценность требований современности к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности. Именно в школе формируются навыки, обеспечивающие развитие ребенка, активное восприятие им окружающего мира, получение радости от мира познания.
Программа развития лицея №299 приоритетной определила задачу развития воспитательной системы, системы дополнительного образования как компонента единого образовательного пространства лицея, в условиях которого возможно раскрытие индивидуальных возможностей и творческого потенциала каждого ученика, достижение успешности в процессе реализации познавательных интересов.
Решение этой задачи возможно при организации совместной деятельности учащихся и учителя, групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной и внеучебной деятельности.
Наиболее эффективными формами организации этой деятельности, безусловно, являются:
Каждый ребенок, исходя из своих индивидуальных особенностей, может раскрыть свои способности, участвуя в любой из предложенных форм дополнительного образования.
На протяжении ряда лет одной из значимых форм работы для многих детей является участие в школьной научно-практической конференции «Проекты для будущего». Именно этот вид деятельности стал для них первой ступенькой в развитии своих исследовательских способностей.
Особенность данной конференции заключается в ее интегрированном подходе в форме и виде задания для каждого уровня обучения. Участником конференции может стать каждый учащийся лицея, стоит отметить, что учащимся 11 классов предоставляется возможность получить навыки планирования и организации процесса управления в подготовке и проведении конференции.
Работа научно-практической конференции формируется по трем направлениям:
Подготовка к участию в школьной конференции предполагает как индивидуальную, так и коллективную работу. Каждый класс выбирает в начале года одну тему, которую изучает и представляет в качестве проекта к защите.
Разнообразны и формы защиты с использованием мультимедийные технологий: видео, презентации, публикации и др.
Учащиеся младших классов получают общую тему и создают свои творческие прикладные проекты, готовят с помощью родителей и классных руководителей презентацию и защищают проекты на творческой лаборатории. После конференции начинает работать открытая школьная выставка лучших работ.
В лицейском интеллектуальном межпредметном турнире участвуют лицеисты 5-7 классов. Для каждого ребенка разрабатывается свой уникальный маршрут по выбранным им ранее станциям-предметам. После проведения турнира подсчитываются баллы и выбирается «Самый умный класс» и «Самый умный ученик», награждение проходит на Празднике достижений лицея.
Школьная научно-практическая конференция «Проекты для будущего» проводится в лицее более десяти лет. За эти годы определились традиции, формы проведения конференции и технологии подготовки исследовательских работ. Пожалуй, самым важным этапом работы является выбор темы проекта, которая, как правило, связана с темой года: Год Российской истории, Год космонавтики, Год науки и др.
Проведение школьной конференции для учащихся и педагогов - это Праздник науки, знаний, возможность публичного выступления, публичного признания результатов творческой работы.
Анализируя итоги научно-практических конференций учащихся за последние несколько лет, можно говорить о росте качества исследовательских работ.
Развитие исследовательской деятельности учащихся повышает не только предметный уровень знаний учащихся, но и формирует у них ключевые и предметные компетенции. Это, несомненно, отвечает требованиям к качеству образования современного человека.