Целью современного обучения является развитие у ребенка самостоятельности, способности самообучаться, умения практически применять знания, развитие творческих способностей учащихся.
Следовательно, в школе необходимо создавать условия для развития творческих способностей личности, и на помощь учителю здесь приходит проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Приобщение учащихся к исследовательской работе я начинаю на обычном уроке. Мы знаем, что всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Савенков А. И. считает, что важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, стремление экспериментировать. Именно на уроке начинается подготовительный этап организации исследовательской деятельности, так как здесь видишь успехи и неудачи своих учеников, видишь, есть ли у того или иного ученика стремление к самостоятельной работе.
Я обращаю внимание на специальные особенности ученика: умение четко выражать свои мысли, делать обобщение или выводы, умение работать с литературой, наличие желания выяснить причины и смысл любого события. Организуя работу на уроке, стараюсь выяснить, насколько учащиеся готовы к исследовательской деятельности (умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, работать с научной и научно-популярной литературой, проводить соцопросы, анкетирование, наблюдения, эксперименты, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи).
Конечно, необходима специальная организация деятельности учащихся (урок-экскурсия, уроки теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа).
Исследовательская работа эффективна и возможна только на добровольной основе. Так, например, на занятии по дополнительной общеобразовательной программе научно-технической направленности "За страницами учебника. Математика" учащимся 8 класса было предложено работать по проекту "Расположение школы на микрорайоне".
Итак, сформирована группа учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью, переходим к плану выполнения проекта, который состоит из трех этапов:
Подготовительный этап: выбирается тема исследования; ставятся проблемные вопросы учебной темы. Происходит распределение участников по группам на добровольной основе, обсуждение хода решения поставленной задачи. Распределение работ внутри группы (кто занимается поиском материала, анализом материала, оформляет выводы, буклеты, проводит эксперименты, поверяет гипотезы, делает презентацию).
Этапы исследований: выполнение творческих заданий по группам (поисковая и исследовательская работа); оформление творческих заданий.
Заключительный этап: проведение презентации проекта, защита участниками проекта своих работ, подведение итогов, награждение.
Проект "Расположение школы на микрорайоне" является исследовательским, межпредметным и практико-ориентированным. При работе над проектом предусматривается объединение учащихся в творческие группы.
Социологическая группа выяснила у жителей микрорайона, что они думают о месторасположении школы № 33 в пределах 24 микрорайона. Было опрошено 200 респондентов. Положительный ответ на вопрос дали 174 жителя, что составляет 87%. В результате опроса установлено, жители считают, что школа удобно расположена в микрорайоне.
Группа практиков проводила практическое исследование, целью которого было определить с помощью секундомера, сколько минут тратят дети на дорогу в школу. Было проведено сто замеров. Минимальный путь занимает одну минуту, а максимальный - 15 минут. Чертежно-архитектурная группа составила план микрорайона и изготовила макет, отображающий реальное расположение жилых домов по отношению к школе.
Научная группа произвела математические расчеты, используя ряд данных и сделала вывод.
Вывод: в среднем школьники тратят на дорогу в школу 5-6 минут. А это значит, что школа № 33 удобно расположена в 24 микрорайоне. Таким образом, применение проектно-исследовательского метода на уроках математики и во внеурочное время способствует формированию у обучающихся мировоззрения о реальной действительности, вырабатывает навыки получения и обработки информации, способствует развитию творческих способностей и мышления, учит анализировать факты, проводить эксперименты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, задумываться и искать тропинку к истине.