Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс раскрывает значимость использования мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Содержит этапы обучения мнемотехники, ее виды и особенности применения в ДОУ

Добрый день, уважаемые коллеги! Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Все чаще мы сталкиваемся с такими проблемами как:

  • бедная диалогическая речь;
  • речь из простых предложений;
  • отсутствие навыков культуры речи;
  • плохая дикция;
  • трудности в построении монолога;
  • недостаточный словарный запас.

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

К. Д. Ушинский писал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету".

Мнемотехника, в переводе с греческого, "искусство запоминания". Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника позволяет развивать:

  • память, ассоциативное мышление;
  • сохранять и запоминать информацию;
  • повышает способность концентрировать внимание;
  • она способствует становлению речи, в частности улучшению дикции, произношению звуков;
  • помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
  • формирует возможность составлять рассказы, облегчает процесс заучивания стихов;
  • активизирует словарный запас.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты.

Мнемоквадрат - это отдельная карточка - изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, для того, чтобы ребенок запомнил, где его шкаф, на него наклеивают картинку, например, картинка "Зайчик". И теперь он знает, что вещи, на которых есть "Зайчик" - его вещи.
Когда ребенок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки.

Они представляют собой таблицу, состоящую из четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову, словосочетанию или предложению. Например, "Травка зеленеет, солнышко светит, ласточка с весною, в сени к нам летит".

МнемоквадратМнемоквадрат

В младшей группе ее можно использовать для легкого запоминания последовательности разных процессов: последовательность умывания, одевания, чистки зубов и т. д.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблицы. Суть ее заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

В качестве символов-заместителей используются:

  • Предметные картинки.
  • Силуэтные изображения.
  • Геометрические фигуры.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая. Начиная со среднего возраста можно использовать не только картинки, но и геометрические фигуры, условные, силуэтные изображения.
На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Пример мнемотаблицыПример мнемотаблицы

Мнемотаблицы можно использовать:

  • при обучении составлению описательных, творческих рассказов;
  • при заучивании стихов.
  • при отгадывании и загадывании загадок.
  • при пересказах художественной литературы.
  • обогащения словарного запаса.

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики:

  1. Последовательность. Сначала работают с мнемоквадратами, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  2. Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук.
  3. Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  4. Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным ребята быстро потеряют интерес.
  5. Никаких принудительных мер: просто игра. Все должно происходить в игровой форме.

Работа по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Пересказ по данной теме.

А сейчас, давайте от слов перейдем к практике. Посмотрите на экран и попробуйте отгадать загадку. Кто сможет ее прочесть? (Сидит дед, во сто шуб одет - Лук)
Теперь попробуйте отгадать, какая сказка здесь закодирована? ("Лисичка-сестричка и серый волк", "Лисичка со скалочкой")

Давайте составим, опираясь на схему, описательный рассказ, например, про огурец. Сначала разберем, какая информация здесь закодирована. (Цвет, форма, размер, где растет, какой на вкус и на ощупь, как употребляют в пищу) (Рассказывают)

Сейчас я предлагаю подойти ко мне двум человекам. Вам необходимо самим закодировать стихотворение. (Мольберт, фломастеры, стол)
Сшили Тане сарафанчик,
Нет такого у подруг –
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.

А, пока наши коллеги работают, мы с вами посмотрим на "живую" мнемотаблицу. Попробуем вместе разучить стихотворение. (Видео "Тише мыши, кот на крыше")

Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить традиционное заучивание текстов наизусть. Однако, с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересны, мнемотехника справляется просто великолепно.

А чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, мастер-класс