Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в объединениях

Сохранение здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься полезным трудом. Но случается так - ребенок заболевает и это становится общей бедой.

Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства.

Но существует много разнообразных немедикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базах детского сада и школы под руководством воспитателей, физинструктора, медицинских работников, учителей и педагогов, так как хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья.

Дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.

Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, школе, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности за каждого человечка. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Учреждения дополнительного образования уделяют большое значение этой проблеме. Понимая, что с каждым годом количество абсолютно здоровых детей снижается, педагоги все острее осознают свою ответственность за благополучие подрастающего поколения и понимают, что, применяя традиционные формы проведения занятий, данная проблема останется нерешаемой. Хочу поделиться своим опытом работы педагога на станции юных натуралистов.

Для реализации поставленной задачи необходимо выполнение следующих условий:

  • соблюдение этапов занятия;
  • использование различных групповых, индивидуальных, интерактивных и других методов работы;
  • проведение физкультминуток, гимнастик, упражнений для глаз, экскурсий, подвижных игр на свежем воздухе;
  • выполнение требований СанПин;
  • создание положительной психологической атмосферы и доверительных, дружеских отношений между всеми участниками;
  • смена видов деятельности.

В своей деятельности педагоги дополнительного образования станции юных натуралистов используют современные педагогические технологии. Но, наиболее важными являются здоровьесберегающие технологии, которые, с одной стороны, являются составной частью образовательного процесса, а с другой – условием, обеспечивающим реализацию дополнительных общеобразовательных программ.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Содержание дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ естественнонаучной направленности предусматривает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов: это занятия-экскурсии, игры, викторины, творческие мастерские и др.

Одной из самых действенных форм, способствующих укреплению здоровья, являются занятия-экскурсии, с проведением подвижных игр и физических упражнений. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка-дошкольника и школьника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Кроме подвижных игр, педагогами широко используются разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий.

Физические упражнения, проводимые на свежем воздухе, способствуют укреплению детского организма, повышению его работоспособности и эмоционального настроения.
Физкультминутка - обязательный элемент организации занятия с применением здоровьесберегающих технологий, предотвращающий утомление обучающихся. Она необходима и важна. Это весело, интересно и полезно.

Проведение физкультминуткиПроведение физкультминутки

Особое место на занятиях занимают упражнения для глаз. Например, проследить за предметом (яркой игрушкой), проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить названные движения глазами (упражнение "Послушные глазки"). Очень важным для развития творческой деятельности, по мнению педагогов, является применение на занятиях пальчиковой гимнастики. Она увлекательна, помогает вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями и концентрировать внимание.

Одним из любимых видов деятельности обучающихся на занятиях в объединении является рисование. В процессе рисования ребенок, как правило, рисует не рукой, а всем "телом". Мышцы, поддерживающие позу и принимающие участие в рисовании, находятся в состоянии длительного напряжения. Поэтому для снятия общего утомления советуем использовать упражнения для кистей рук. Такими, например, являются массаж рук и кистей.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Восточная мудрость гласит: "У кого есть здоровье, у того есть надежда. У кого есть надежда - у того есть все". Ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение, укрепление и принятие здорового образа жизни, не сможет оставаться здоровым при всем старании педагогов.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом