Для решения лечебных (офтальмологических) задач, таких как:
1. повышение остроты зрения, то есть лечение амблиопии;
2. работа над устранением косоглазия;
3. формирование бинокулярного зрения – в нашей специальной начальной школе – д/с созданы оптимальные условия для восстановления нарушенных зрительных функций у детей. Их осуществление происходит путем аппаратного лечения. Помимо этого, наша с вами задача, педагоги, на занятиях и в повседневной деятельности использовать игровые упражнения для оздоровления детского организма.
К этим упражнениям относятся:
1. Упражнения для тренировки глаза.
2. Упражнения, способствующие снятию напряжения мышечной моторики рук и развитию гибкости и подвижности пальцев.
3. Общие физические упражнения (физкультминутки, речитативно-игровые композиции).
Рассмотрим кратко их.
Упражнения для активизации работы мышц глаза дают возможность ребенку сразу же справиться с большой зрительной нагрузкой на уроках в школе. Натренированные мышцы глаза уберегут ребенка от понижения остроты зрения при высокой нагрузке.
Данные упражнения необходимы всем детям, которые пользуются очками, так как привязанность к очкам приводит к вялости глазных мышц.
Упражнения для глаз вы можете выполнять совместно с детьми вне зависимости от их диагноза. Но специалисты (офтальмологи) не рекомендуют их выполнять детям, перенесшим глазные операции. Рекомендую использовать вам в работе комплексы упражнений:
1. по методу Бейтса
Направлены на тренировку и массаж хрусталиков, улучшение питания глаз и лечение близорукости.
2. по методике Аветисова и Ливадо
Развивают зрительные функции при амблиопии.
3. пальминг и массаж глаз
Помогают снять напряжение с глаз. Главное – учитывать время выполнения каждого упражнения, индивидуальные особенности ребенка и зрительный диагноз.
Для снятия моторной напряженности рук и пальцев разработаны пальчиковые игры, упражнения, которые можно использовать в соответствии с лексической темой. Так, у Цвынтарного даны в книге ''Играем с пальчиками'' разнообразные пальчиковые игры: ''Домик'', ''Пароходик'', ''Заяц и ушки'', ''Ракета'' и т. д. Вы также, можете использовать в своей работе упражнения для кистей рук с имитацией повседневных действий: ''брызги воды'', ''игра на пианино'', ''до свидания'', ''дождик капает'' и т. д.
И, наконец, эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения – физкультминутки и речитативные игровые композиции.
Данные упражнения направлены на развитие жизненно важных физических качеств и способностей детей: мышечной силы, быстроты движений, подвижности суставов, способности ориентироваться в пространстве. С другой стороны – звуко-двигательная имитация, помогают развить у детей воображение, речь, мышление и другие свойства личности. Их можно использовать в зависимости от изучаемой лексической темы на занятиях (''Зайчик и волк'', ''Елки'', ''Сказка про сороку'').
Таким образом, систематическое использование различных комплексов упражнений даст вашим детям вырасти крепкими, здоровыми и социально адаптированными в общество нормально видящих людей.