Мастер-класс (тезисы) на тему: Скрайбинг как средство визуализации текстовой информации

Мастер класс проводился в рамках регионального конкурса "Лучший наставник – 2018".

Цель: показать универсальные возможности приема "скрайбинг" при работе с текстовой информацией.

Аудитория: учителя-наставники, молодые коллеги, начинающие учителя.

Фокус – группа: молодые коллеги школы. (3 человека)

Приветствие

Говорю и одновременно рисую на флипчарте или на маркерной доске) Здравствуйте, меня зовут Наталья Валентиновна, я учитель русского языка и литературы. Рада видеть вас.

Погружение в тему

Сегодня я хочу вас познакомить с технологией "Скрайбинг". Что же это такое? Скрайбинг – это перевод словесной информации в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени.

Существует 3 вида скрайбинга:

  1. Видеоскрайбинг.
  2. Смайл-скрайбинг.
  3. Рисовательный скрайбинг.

Что такое "Скрайбинг"?Что такое "Скрайбинг"?

Актуализация

Давайте познакомимся с каждым из видов. Сейчас молодежь, да и не только, общаются в социальных сетях с помощью смайлов и хорошо друг друга понимают. Давайте попробуем понять, что хочу сказать вам я.

Взгляните, пожалуйста, на экран. Что вы видите? О чем вам могут рассказать эти смайлики? (ответы участников) Это как раз и есть один из видов скрайбинга – смайл-скрайбинг, где информация представлена в виде смайлов, или эмодзи.

Представьте, что лист бумаги - это книга, в которой содержится печатная, очень нужная и важная информация. Точно такая же информация есть в формате видео. Что выберите вы?

По статистике, 80% людей лучше воспринимают визуальную информацию и предпочитают использовать ее в наглядном виде. И не отходя от наглядных образов, видеоряд может быть представлен тоже в техногии "Скрайбинг".

Давайте просмотрим фрагмент видеоскрайбинга. (видеоролик) Далее - останавливаю картинку и спрашиваю, что можете рассказать по представленному рисунку, о чем говорилось в видео? (Ответы)

Таким образом, по рисунку мы можем воспроизвести полученную информацию. И остался еще один вид скрайбинга, который я использую с самого начала нашей сегодняшней встречи, – это рисовательный скрайбинг или скетч-скрайбинг.

Давайте вернемся к моей самопрезентации и разберем ее подробно. (разбираю рисунок) А сейчас мы с вами выполним задание. Давайте попробуем с помощью простых рисунков (скетчей) визуализировать следующую информацию (внимание на слайд).

Посмотрим, что у вас получилось. Как видите, у всех получились абсолютно разные скетчи. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что каждый человек имеет свои ассоциации и воспринимает информацию по-разному, но суть донесли мы одну и ту же.

Предлагаю молодым коллегам представить фрагмент урока, используя рисовательный скрайбинг. Один из участников спрашивает: а как быть мне? Я не учитель, а руководитель школьного медиацентра, и пока не совсем понимаю, как мне можно использовать данную технологию.

Отвечаю: Все просто. Представьте, что Вам нужно завлечь школьников к себе в медиацентр и сделать его презентацию, рассказать о деятельности. На это задание у вас есть 2 минуты.

Пока коллеги работают, я скажу несколько слов о том, чем данная технология отличается от конспектов Шаталова. Конспекты Шаталова – это статичные картинки с достаточно большим объемом текстовой информации.

В рисовательном скрайбинге используются скетчи – то есть простые образы, рисунки, символы, возникающие по ходу восприятия текста. Чтобы зафиксировать полученную информацию при помощи скетчей, не обязательно иметь талант художника, в то время как в составлении конспекта Шаталова вы наверняка не обойдетесь без линейки и карандаша, здесь же при использовании "Скрайбинга" вам будет достаточно под рукой любого пишущего предмета.

Эту технологию я открыла для себя год назад. По моим личным наблюдениям, дети стали лучше усваивать текстовую информацию, осмысливать ее, что является хорошим результатом реализации программы, по которой в этом учебном году работает наша школа - это "Стратегия смылового чтения и работы с текстом". Прием скрайбинга как нельзя лучше "вписывется" в методическую тему школы.

Пока я помогаю коллегам, вы можете ознакомиться с информацией на слайде. Давайте посмотрим, что получилось у коллег (презентации) Вопрос для каждого молодого коллеги: В чем вы видите преимущество этой технологии.

Заключение. Рефлексия

Мы с вами познакомились с видами "Скрайбинга", и вы наверняка поняли, что это универсальный прием, который можно использовать в любых сферах деятельности: урочной, внеурочной, самопрезентации, работе с родителями.

А самое главное, что от вас не требуется никаких навыков художника! Успех скрайбинга объясняется тем, что мозг человека мыслит образами, а язык рисунка – это универсальный язык. Не стесняйтесь, развивайтесь. Спасибо за внимание. Жду ваших вопросов.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом