Цели:
1. подготовка к адаптационному периоду в средней школе;
2. развитие детско-родительского взаимодействия;
3. просвещение родителей о методах современной педагогики.
Оборудование: кабинет с установленным проектором (для упражнения «Танцевальная разминка»), видео с танцевальной разминкой, столы должны быть расставлены по периметру, музыкальные записи, карандаши, листы А4;
- картинка (для упражнения «Коллективный рисунок»), плотные повязки для глаз, газеты (для упражнения «Паровозики»), головные повязки, таблички на названием предметов (для упражнения «Кто я?»).
Участники: дети и родители - 4 класс
Ход тренинга:
1. Участники рассаживаются по периметру кабинета. Тренер приветствует всех и рассказывает о целях тренинга и правилах работы.
Уважаемые участники, скоро в вашей жизни произойдет важное и волнующее событие – вы расстанетесь с начальной школы, со своим первым учителем и отправитесь в среднее звено нашей школы, где вас ожидает очень много нового и интересного. Как вы думаете, что измениться для вас в новом учебном году?
(ответы детей и родителей: новые предметы и учителя, увеличиться нагрузка, кабинетная системы, …)
Совершенно верно, вам предстоит запомнить много новой, важной информации – имена и отчества учителей, название предметов, расположение кабинетов, более объемное расписание. И дети и родители должны будут быть внимательными, ответственными, чтобы все вовремя успеть, подготовить, представить. И вы, наверно немного волнуетесь, как у вас это все получиться. Предлагаю вам в форме несложного упражнения потренироваться в запоминании и представлении новой информации.
2. Представление участников.
Цель: раскрепощение участников.
На доске тренер записывает в столбик: имя, время года, цвет и три слога – ХИ, -ХА, -ХО.
Начинает упражнение тренер – назвать свое имя, время года, когда родился, любимый цвет и один слог (по очереди), т.е. тренер говорит –ХИ, следующий участник - повторяет все, о тренере, потом говорит о себе по схеме, и добавляет следующий слог –ХА, третий участник - повторяет о тренере, о предыдущем участники и потом о себе по схеме, добавляет –ХО, четвертый участник уже не говорит о тренере, только о предыдущих двух участниках и о себе. Каждый последующий говорит о двух предыдущих и о себе. Заканчивается упражнение, когда представился последний участник.
Если у участника что-то не получается – тренер помогает. В завершении тренер говорит что все успешно справились с упражнением и, акцентирует внимание, что очень важно уметь запоминать новую информацию и правильно её уметь воспроизвести.
3. «Танцевальная разминка»
(используется видео, проецируемое на экран)
Цель: снятие барьеров общения, знакомство родителей с методами организации отдыха на уроке (физминутка)
Тренер приглашает на середину аудитории тех, кто родился летом и весной (в ходе представления у тренера есть примерное количество рожденных в каждое время года, приглашаются рожденные в то время года, где больше всего участников)
Тренер обращается к родителям – что бы хорошо работать на уроке, надо уметь и отдыхать. Вам сейчас представится возможность вместе со своими детьми исполнить легкий танец вместе с танцорами на экране. Ваши дети именно таким образом получают заряд бодрости на уроках. Эта традиция сохраниться и в среднем звене. Смотрите на экран, на своих детей и делайте вместе с ними!
Тренер благодарит всех танцоров, интересуется их самочувствием.
4. Упражнение «Паровозики»
Цель: формирование умения взаимодействовать в коллективе в нестандартных условиях.
Приглашаются 4 родителя, желательно 2 папы и 2 мамы, и дети, которые родились зимой. Участников делят на две команды. Папы будут в роли «локомотивов», мамы – «хвостовые вагоны», дети – «средние вагоны». В паровозике может быть 5-7 человек. Папам на глаза надевают плотную повязку, они идут в слепую. Мамы отвечают за целостность поезда, а дети выступают в роли штурманов – направляют локомотив по маршруту. Остальные участники должны сидеть тихо и не подсказывать ничего «локомотивам».
Тренер объясняет, что для достижения поставленной цели очень важно уметь работать в команде, где у каждого есть ответственность за всех. Первый рейс совершается пробный – тренер предлагает пройти «паровозикам» по свободному пространству в любом направлении, с условием, что поезда не должны сталкиваться и в конце маршрута поменяться местами.
Второй рейс – тренер раскидывает на полу газеты, папы не должны их видеть. Газеты играют роль препятствий, которые надо преодолеет (обойти, перешагнуть), наступать нельзя! После второго рейса «паровозик» дожнет вернуться на свое первоначальное место (т.е. снова поменяться местами)
После выполнения упражнения участники делятся впечатлениями – что получилось, были ли трудности, как их преодолели. Тренер благодарит всех.
5. Упражнение «Кто я?»
(приложение 1)
Цель: развитие умения невербального общения, творческого самовыражения.
Приглашаются дети, родившиеся осенью. Участников делят на пары, каждый ребенок приглашает любого из родителей. Детям на голову надевается повязка с названием предметов, животных, профессий, так, чтобы они не видели, что написано на их повязке. Задача взрослого показать предмет, так, чтобы ребенок назвал кто он. Говорить взрослому нельзя, можно использовать способы невербального общения (мимика, жесты, пантомима и др…)
Тренер объясняет, что такое невербальное общение и предлагает попрактиковаться в нем.
Тренер благодарит участников. Участники делятся впечатлениями от выполненной работы.
6. Упражнения «Коллективный рисунок»
(приложение 2)
Цель: развитие когнитивных процессов (внимание, память), умения работать в группе, творческого самовыражения.
Упражнение выполняется в группах по 4 человека. Деление на группы производится любым способом. Каждая группа получает лист А4 и набор карандашей. Тренер обращает внимание, что необходимо как можно более точно воспроизвести рисунок – сколько и каких объектив, как они расположены относительно друг друга и т.д. Тренер объясняет, что рисовать участники будут следующим образом – сначала тренер показывает рисунок только одному человеку в группе – 20 секунд, участник начинает рисовать. Тренер идет по кругу, показывает рисунок второму участнику, тот тоже начинает рисовать, потом смотрит и начинает рисовать третий, затем четвертый участники. Когда рисуют все – тренер предупреждает, что для выполнения работы у участников есть время, пока звучит музыкальная композиция (3-5 минут). По завершению рисунка, тренер говорит, что у картинки было еще и название – постарайтесь вспомнить как называлась картинка и подпишите свой рисунок.
Представление работ – все работы помещают на доску и сравнивают с оригиналом. Здесь можно задействовать учителя начальных классов (классного руководителя) – он дает комментарии, придерживаясь доброжелательного тона, подчеркивая достоинства каждого рисунка.
7. Рефлексия.
Вот вы и справились со всеми заданиями, преодолели все трудности. Думаю, что в следующем учебном году, вы с поддержкой ваших активных, творческих и заботливых родителей также успешно станете пятиклассниками, учащимися среднего звена нашей школы. А сейчас я прошу вас озвучить чувства который вы испытали в ходе нашего занятия – что вам было интересно, где может быть испытали трудности и какое у вас сейчас настроение. Участникам делятся впечатлениями. Тренер благодарит всех за активность, выражает пожелание будущих встреч.