Тренинг для 8-9 классов: Семья вся вместе – и душа на месте

Цель: актуализация ценности семьи, особенности семей.

Оборудование: кабинет, где можно сидеть в кругу, проигрыватель для музыкальных записей, музыкальные записи, краски, кисти, листы А3 (А4), заготовки «Дерева семейных ценностей», мяч, ручки для записи.

Участники: родители с детьми, группа не более 16-18 человек.

Ход тренинга:

1. Участники рассаживаются по кругу. Тренер приветствует всех и рассказывает о целях тренинга и правилах работы.

У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать.

В разные времена у разных народов эти ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя опорой и надеждой на возрождение.

2. Представление участников.

Цель: знакомство, раскрепощение участников.

Каждый участник называет свое имя и говорит несколько слов о своей семье.

3. Упражнение «Пожелание»

Цель: снятие барьеров общения.

Участники по очереди бросают мяч в центр круга и вслух говорят пожелание. Тот к кому попал мяч - продолжает упражнение. Мяч обязательно должен побывать у каждого участника.

4. Упражнение «Дерево семейных ценностей»

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей

Упражнение выполняется в парах (ребенок+родитель). Каждая пара получает заготовку «Дерева семейных ценностей» приложение 1 и примерный перечень приложение 2 возможных ценностей (что бы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. В ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. В крону – желаемые, но не обязательные ценности. Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что-то добавить свое (для выполнения работы дается 7-8 минут).

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходства.

5. Упражнение «Рисунок семьи в цветах» (арт-терапевтическая методика)

Цель: актуализация представлений о семье, об особенностях каждого члена семьи.

Работа выполняется индивидуально на листах А3. Тренер предлагает участникам нарисовать свою семью в образе цветов, так, как они себе её представляют (для выполнения работы дается 15-20 минут, можно включить инструментальную музыку). Дети и родители работают отдельно, но на представление работ садятся рядом.

Представление работ. Участники рассказывают, кто изображен на рисунке, почему они изобразили именно так. Работы не комментируются.

Тренер акцентирует внимание, что если на рисунке автору что-то не нравится, всегда есть возможность взять кисть и изменить или перерисовать работу. Изменяя свой рисунок, человек изменяет свое восприятие отдельных членов или семьи в целом. А это ведет к гармонизации внутреннего и внешнего миров.

6. Рефлексия.

Участникам предлагается озвучить свои чувства. 

 

Приложения для упражнения «Дерево семейных ценностей»

1. Шаблон рисунка выполняется на листе А4

2. Перечень возможных семейных ценностей (вы можете его изменить или дополнить).

Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие, докторантура.

Размер:
1.04 Mb
Скачали:
41

Метки к статье: 8 класс, 9 класс, семья, психология