Конспект урока по обществознанию «Психологический климат в семье» с презентацией для учащихся 8 класса (по учебнику «Введение в обществознание 8-9 класс», Л.Н. Боголюбов)
Эпиграф к уроку: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: показать роль семьи в жизни человека.
Задачи:
1. Расширить представление о понятии семьи как малой группы общества.
2. На основе конкретного фактического материала дать представление учащимся о психологическом климате в семье.
3. Развивать навыки дискуссионного общения, работы с текстом, со схемой, аргументировать свою точку зрения.
4. Воспитывать уважение к семейным ценностям, к чужому мнению.
Идея занятия: тема актуальна для подростков, для современного общества, т.к. семейные традиции утрачивают свои позиции.
Учащиеся должны знать, что:
1. семья веками почиталась как большая ценность;
2. в основе семейных связей лежит кровное родство;
3. в семье осуществляется передача новым поколениям опыта, ценностей;
4. источником стабильности и гуманности общества являются добрые семейные традиции;
5. в семье как в малой группе у каждого участника есть свои роли;
6. психологический климат определяет самочувствие человека в семье;
7. родители и дети ответственны друг перед другом.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1. семья;
2. психологический климат;
3. семейный долг.
Учащиеся должны уметь:
1. доказывать роль семьи в обществе:
2. определять функции семьи.
Ход урока.
I. Изучение нового материала.
Учитель. Добрый день! Я рада с вами сегодня встретиться, зовут меня Нина Сергеевна Туктарова. Я расскажу вам историю своей семьи.
Из поколения в поколение передавалась в семье Туктаровых такая легенда: «В 70-х годах 18 века году в Оренбурге состоялся пышный бал в честь рождения будущего императора Александра I. На этот бал были приглашены даже народные умельцы, среди которых был знаменитый на всю округу печник – Кочекай сын Туктара – наш предок.
Вскоре, Кочекая доставили в Москву в Кремль, где он и стал работать печником – а по тем временам – это была очень важная служба. До сих пор в Кремле хранится портрет Кочекая с надписью: «Великий мастер Туктаров Кочекай». Очень гордится своей родословной наша семья.
- А что для вас означает это слово – семья?
Работа с ассоциациями
- Вывод: Итак, семья - это малая группа, члены которой связаны кровным родством.
Учитель. Тема нашего урока – Психологический климат в семье. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Если семья – это малая группа общества, то что же такое климат? (это погода)
А какая бывает погода? (ясная, пасмурная). Значит и климат может быть и холодным, и теплым, и ясным.
Тогда что означает психологический, если в переводе с греческого психо - душа, логос – слово?
Значит слово о душе или душевное слово. О чем? О погоде. О климате.
Т. е. эту тему урока мы можем обозначить как душевная погода в семье.
Домашнее задание параграф 16, выполнить одно из творческих заданий по вашему выбору на странице 93.
Учитель. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Лев Толстой писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Интересно, а почему так бывает?
Психологический практикум
Учитель. Разберем семейную ситуацию и в течение 3 минут подготовим ответы на следующие вопросы: (читает ситуацию и вопросы)
«Мне шел 21 год. Ей, моей дочери, четвертый. Мы не вполне сходились характерами. Я была в то время какая-то испуганная, нервная, либо плакала, либо смеялась. Она, Валя, очень уравновешенная, спокойная и с утра до вечера выторговывала у меня шоколадки. Утром она не желала вставать, пока ей не дадут шоколадку. Не желала идти гулять, не желала возвращаться с прогулки, не желала завтракать, обедать, пить молоко, идти в ванну, вылезать из ванны, спать, причесываться. За все полагалась плата – шоколадка. Без шоколадки прекращалась всякая жизнь и деятельность, а затем следовал оглушительный систематический рев. И тогда я чувствовала себя детоубийцей и уступала. Она презирала меня за мою бестолковость – это так чувствовалось, но обращалась со мной не очень плохо. Иногда даже ласкала мягкой, теплой, всегда липкой от конфет рукой.
- Ты моя миленькая,- говорила она,- у тебя, как у слоника, носик.
В этих словах, конечно, ничего не было лестного, но я знала, что красоту своего резинового слоника, она ставила выше всего».
Учитель: Каждая группа имеет право дополнить, высказать свое мнение.
Работа в течение 3 минут, каждая группа отвечает на свой вопрос.
1 группа: Можно ли считать эту семью счастливой?
2 группа: Есть ли проблемы в семье? Если есть, то какие?
3 группа: Чего (кого) не хватает в этой семье?
Вывод. Итак, счастливая семья – это семья, в которой царит взаимопонимание, дружба, любовь, уважение.
Учитель. Так что же дает человеку семья?
«Один человек каждый день приносил домой шесть хлебов. Сосед спросил у него:
- Зачем тебе каждый день столько хлебов?
Человек сказал:
- Два хлеба мне с женой, два отдаю долг, а два даю взаймы.
- Я не понял, кому отдаешь долг, кому - взаймы?
Человек ответил:
- Два хлеба, что я оставляю, это нам с женой. Два - моим матери и отцу – отдаю долг, а два хлеба я занимаю моим сыновьям.
Вывод: У нас у всех есть семья. Каждый человек несет ответственность за свою семью: растит детей, покоит старость своих родителей, т.е. имеет определенные обязательства перед семьей, исполняет свой семейный долг.
Значит, СЕМЕЙНЫЙ ДОЛГ - это соблюдение определенных нравственных отношений перед членами семьи.
- Так что же дает человеку семья?
Работа со схемой.
ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ
Вывод: семья – малая группа, основанная на родственном союзе, на чувстве любви.
Учитель. Основной закон нашего государства – Конституция РФ (12 декабря празднуется 20-летие основного закона нашего государства), содержит ст. 38, которая фиксирует права и обязанности граждан РФ в семье.
(слайд: ст.38 Конституция РФ, с. 12.)
Физминутка.
- Возьмемся за руки – мы команда.
- Протянули друг другу руки.
- Встали, кивнули друг другу головой.
- Поприветствовали гостей, другой рукой поприветствовали команды.
- Спасибо!
Продолжаем работу.
Учитель. Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудности?
– НЕТ.
Но каждый стремиться, создать счастливую, идеальную семью, где все были бы счастливы.
Я предлагаю вам создать модель идеальной семьи, где существуют гармоничные отношения между ее членами.
Задание: Откройте конверт, прочитайте задание и в течение 5 минут, пока будет звучать музыка вы готовите свой проект. Обратите внимание, на презентацию проекта вам дается 1 минута.
Вывод. Идеальной семьей мы считаем, семью, в которой главными ее ценностями являются – любовь, взаимовыручка, взаимопонимание….
Учитель.
Семья - это самое дорогое, самое важное, что есть у каждого из нас. Мне хочется, чтобы наш сегодняшний разговор о семье продолжился у вас дома и поэтому я хочу преподнести вам подарок, с его помощью вы начнете строить свою родословную.
Учитель раздает буклеты «Родословное древо».
Учитель.
Мне бы хотелось, чтобы вы отразили свои впечатления о нашем уроке. Если урок вам понравился, наклейте сердечко на большое сердце при выходе из класса. А я вам желаю, чтобы в вашей семье всегда была душевная, ясная погода.
Фонограмма «Погода в доме»