Цели: обучающие:
- дать представление о ценности семейных отношений в обществе;
- раскрыть содержание понятий «семья», «психологический климат в семье», «семейный долг»;
- выяснить от чего зависит психологический климат в семье.
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения познавательных заданий;
- развивать познавательный интерес к изучаемой проблеме;
воспитательные:
- воспитание чувства уважительного отношения к семье и семейным отношениям.
Основные понятия: семья, психологический климат, семейный долг.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учащиеся делятся на две группы, равные по уровню подготовки.
II. Эпиграф: «Не надобен и клад, коли в семье лад» (народная пословица).
Ребята, очень часто мы слышим эту народную пословицу, как вы думаете, какой смысл заложен в нее? ответы учащихся.
Объявляется тема урока.
Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?
Наверное, нет, но благополучные семьи – основа процветания нашего общества. В них заложены нравственные добродетели: супружеская верность, почитание родителей, любовь к детям.
Слово «семья», если вы заметили, состоит из семи Я. Это значит, что семья это большая группа людей. В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники бывают едва знакомы. Сегодняшняя семья, это как правило малая группа, состоящая из родителей и детей.
Вопрос: что такое малая группа? – ответы учащихся.
Задание: попробуйте в каждой группе дать определение понятию «семья». (работа по группам)
Семья – это основанная на браке и родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Далее учитель обращается к домашнему заданию – нарисовать генеалогическое древо своей семьи. Подтверждается, что сегодня семья – это малая группа, в сравнении с семьями прошлого времени.
Но эта группа имеет свои отличия. Рассмотрим эти отличия.
(таблица 1)
Семья – это родственный союз, в основе которого лежит любовь. |
В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. |
В семье осуществляется воспитание. |
В каждой семье, как и в малой группе, у каждого участника есть свои роли.
Вопрос: кому сейчас принадлежит главная роль в семье?
Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи. Вдумайтесь, какой психологический климат складывается в семье, где на повестке дня всегда стоит вопрос: кто в доме хозяин?
Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Именно психологический климат определяет самочувствие человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным.
Задание: Ролевая игра «Счастливые и несчастливые семьи».
Учащиеся работают по группам, распределяют между собой роли (мама, папа, дети, дедушка, бабушка и др.)
Группам необходимо дать описание счастливой и несчастливой семьи с определением психологического климата. Далее подводятся итоги.
Учитель зачитывает притчу: «Трое толкают груженую тачку. Мудрец, повстречавший их, задает вопрос: «Что же вы делаете?» Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет построен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий – что он прикован к этой тяжелой тачке».
Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.
В современной психологии семейных отношений выделяют три стиля семейных взаимоотношений – таблица 2.
Стили: попустительский
авторитарный
демократический
Вопрос: попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти стили? - ответы.
Задание: расскажите о своих семейных легендах и преданиях, сделайте вывод, какой психологический климат и стиль общения отражают эти рассказы?
Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Вспомним замечательные слова немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Пользуясь учебником (стр. 92) заполните таблицу «Права и обязанности родителей» 1 гр., 2 гр – сформулировать права и обязанности детей.
Права и обязанности родителей
Воспитывать детей, заботиться об их здоровьем и развитием. |
Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование. |
Защищать права и интересы ребенка. |
Содержать ребенка. |
Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и детьми. Дети также имеют долг.
Вопрос: что это за долг?
- должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.
Заключение
Заканчивается наш урок, и мне хотелось бы чтобы, знания, полученные на уроке, использовались вами и в жизни. Придя домой, проведите психологический эксперимент: подойдите к зеркалу скажите: «Я должен улыбаться! У меня хорошее настроение!» Помогите своим родителям по дому и обратите внимание на психологический климат вашей семьи в этот день.
Закрепление.
Выполнение заданий на листе самоконтроля.
Домашнее задание
Используя знания, полученные на уроке, опишите психологический климат своей семьи.