Цель классного часа: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации.
- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
- Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.
А теперь некоторые цифры нашего времени:
Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.
20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав
Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.
Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, - это вопрос: «А я-то здесь причём? Ведь я уже давно вышел из детского возраста». Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?
На доске пишется 4 варианта ответов:
а) до 14 лет;
б) до 16 лет;
в) до 18 лет;
г) до 21 года.
Подумали? А теперь давайте проголосуем. Поднимите руки те, кто считает верным ответом а. (Учитель пересчитывает голосующих и записывает число голосов на доске напротив пункта а. Затем голосуются ответы б, в, г)
Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Так что все вы на самом деле ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
Ребёнок имеет право на образование.
Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в учебном заведении, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит «Закон о правах ребёнка РФ»:
Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.
А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.
Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?
Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и «Закона о правах ребёнка РФ».
- Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
- Можно ли не допускать ссор?
Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.
Бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа.
Давайте обсудим сложившуюся ситуацию. Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?
Вопросы:
В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?
- Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.