Ведущий. Ребята, вы – счастливые дети. У вас такой уютный дом, красивый класс, заботливые родители и учителя. Будьте здоровы и счастливы всегда! Но, если же постучится к вам в дом беда, помните, что вас защищает «Конвенция о правах ребенка», а вместе с ней самая главная в мире организация – ООН (Организация Объединенных Наций). Все государства, входящие в ООН, в 1948 году подписали «Всеобщую декларацию прав человека», в которой пообещали друг другу и своим народам сделать все, чтобы никто не мог нарушить эти права. В декларации сказано о правах всех людей: мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих, любой национальности и цвета кожи.
Взрослые люди имеют много различных прав. А есть ли какие-нибудь права у детей? Да, есть. В 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка».
Вы ребята, кроме математики, русского языка, белорусского языка изучаете Права человека. И вот сегодня наступил тот звездный час, когда вы можете показать нам всем, здесь присутствующим, свои знания по Правам человека.
Наша игра отличается от телевизионной, в ней есть свои условия: быть веселыми и находчивыми, не оставлять ни одного вопроса без ответа, не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли. Мы будем двигаться по классу, а за каждый правильный ответ вы будете получать звезду!
Отборочный тур
Ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание умелых и смекалистых, находчивых и смелых!
Отбираем шесть участников. Кто правильно ответит на вопрос тот и будет участником игры.
1. Вспомните мультфильм «Чиполлино», где Чиполлино выталкивают из его домика.
Вопрос: Какое право Чиполлино нарушено?
Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
2. Вспомните мультфильм «Буратино», где Буратино идет в школу.
Вопрос. Каким правом пользовался Буратино?
Ответ: Правом на образование.
3. Вспомним отрывок из мультфильма «Попугай Кеша», где Кеша в клетке кричит: «Свободу попугаям!»
Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?
Ответ: Право на свободу.
4. Отрывок из телефильма «Буратино», где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у Буратино монеты.Вопрос: Какое право нарушили кот Базилио и лиса Алиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?
Ответ: Право на имущество (никого нельзя лишать имущества).
5. Вспомните отрывок из сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», как злая мачеха выгнала за подснежниками падчерицу в лес.
Вопрос: Какое право нарушено?
Ответ: Право на личную неприкосновенность. Право на оборону от жестокости, насилия.
6. Героиню какой сказки злая мачеха не пускала на бал?
Вопрос: Какое право бедной девушки она нарушила?
Ответ: Золушку. Нарушено право на свободу выбора.
Игра
Ведущий. Итак, участники заняли свои места, приготовились к игре. В «Конвенции о правах ребенка» говорится, что каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя. В игре «Звездный час» принимают участие: … (называются имена участников). Какие у ребят красивые имена! Расскажите коротко о своем имени. Чей рассказ будет самым интересным, тот и получит дополнительную звезду. (Рассказы детей о своих именах).
Первый тур «Сказочный»
Предложены рисунки.
Вопрос: Где на рисунках нарушено право?
а) на неприкосновенность жилища;
б) на жизнь;
в) на свободу;
г) на отдых и разумное ограничение рабочего дня.
Выбывают один или два человека (получают утешительный приз).
Второй тур «Словарный»
На доске (плакате) написать слова:
Ведущий диктует определение, дети поднимают карточку с номером того слова, которое (как они считают) подходит под данное определение.
1. Международное соглашение, как правило по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. (4).
2. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендация. (2).
3. Принята в декабре 1993 года. Ее вторая глава «Права и свобода человека и гражданина» отражает требование «Всеобщей декларации прав человека». (5).
4. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняя все обязанности этого государства. (1).
5. Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением (3).
6. Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию, объединяющую на добровольной основе государства, с целью поддержания и укрепления международного мира, а также развития сотрудничества между государствами. (8).
Третий тур «Логические ценности»
1. Плакат.
1. Лиса
2. Гадкий утенок
3. Колобок
4. Волк
5. Баба-Яга
Вопрос: Кто лишний? Почему?Ответ: 2.
2. Плакат.
Вопрос: Какие знаки лишние? (1 и 4)
На доске крепится плакат со словами:
1. Свобода.
2. Право.
3. Труд.
4. Дождь.
5. Зима.
6. Жизнь.
7. Школа.
8. Человек.
Вопрос: Какие слова здесь лишние? Почему?
Ответ: 4 и 5.
Финал
Ведущий. В финале участвуют 2 человека. В «Декларации прав человека» сказано: «Каждый человек имеет не только права, но и обязанности…» Из слова «обязанность» вам и предстоит за 1 минуту составить максимальное количество новых слов. Победитель получит приз!
Ведущий. Друзья, спасибо за внимание!
Улыбок было здесь не счесть!
Настало время расставаться,
Прощайте все, до новых встреч!