Форма: классный час 1- 4 класс
Задачи: познакомить с понятиями «право», «закон»;
познакомить с историей образования документов «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребенка»;
познакомить с некоторыми статьями декларации прав человека на примере сказок;
развивать кругозор детей, речь, мышление.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вступление.
Сегодня мы поговорим о правах ребенка, и о документах, защищающих эти права.
Что такое право?
Право – это нормы установленные Государством. Правила, по которым люди живут в стране.
Право регулирует отношение между людьми, между разными странами.
Все люди разные и ведут себя по разному. Но у людей много общего – все мы живем по общим правилам – это права и их надо уважать.
Как думаете, ребята, ваши права где-нибудь записаны?
Права записаны в документе, который называется закон. У разных стран и народов есть свои законы, но в них много общего. Закон защищает наши права.
III. Основная часть.
1) беседа
Как думаете, кто больше всего нуждается в защите своих прав? (прежде всего, слабые: инвалиды, сироты, больные, старики и дети)
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Права детей в прошлом рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации. Понадобились много времени событий, произошедших в мире, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей.
В начале прошлого века произошла страшная война, которая называлась 1-ая Мировая. После окончания этой войны люди, особенно женщины, которые стали беспокоиться о том, как защитить своих детей от гибели, собрались и составили документ, где обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей.
Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.
Но прошло еще около 20 лет и снова разразилась война, страшнее первой, и назвали ее 2-ой Мировой. Когда, наконец, настал мир со всех уголков Земли: с севера, с запада, с востока, с юга, съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но с одной идей. Они хотели мир на земле, чтобы не было войны, чтобы люди не знали нужды, не боялись наказаний без вины. Был составлен документ, где записали права людей.
Итак, после Второй Мировой Войны ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.
Однако декларация (лат. Declaratia - провозглашение) не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.
С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна.
Конвенция - документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.
Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.
* Дети, оставшиеся без попечения родителей
* Безнадзорные и бездомные дети
* Дети-инвалиды
* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)
* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)
* Дети - жертвы насилия
* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы
* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.
2) Краткое знакомство со статьями Всеобщей декларации прав человека (прилагается)
3) игровая часть
1. Назовите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:
- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)
- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).
- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)
2. Угадай героя по описанию: учащиеся должны угадать, о ком идёт речь.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
IV. Итог.
Адаптация официального текста Всеобщей декларации прав человека
Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:
- национальности, языка, расы, пола, религии;
- социального происхождения, политических убеждений, богатства и бедности;
- величины и мирового значения его страны.
Статья 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах.
Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
Статья 6. Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.
Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.
Статья 8. В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 10. Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения.
Статья 11. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту.
Никто не может быть осужден за преступления, совершенные в то время, когда закон не считал их преступлениями. Наказание за преступление не может быть более тяжким, чем то, которое предусматривалось законом во время его совершения.
Статья 12. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
Статья 13. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
Статья 14. Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследователей.
Это право не может быть использовано в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН.
Статья 15. Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 16. Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью вне зависимости от своей расы, национальности и религии.
Брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон.
Государство должно охранять семью.
Статья. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.
Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Он может свободно искать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 20. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний.
Никого нельзя принуждать к вступлению в какую-нибудь группу или организацию.
Статья 21. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
Воля народа должна быть основой власти правительства. Правительство должно регулярно избираться путем тайного голосования на свободных и честных выборах.
Статья 22. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях.
Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.
Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд.
Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи.
Для защиты своих интересов каждый человек имеет право создавать профсоюзы и являться их членом.
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
Статья 25. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное - общедоступным.
Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами.
Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.
Статья 27. Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
Каждый человек, являющийся автором научных, литературных или художественных трудов, имеет право на достойное вознаграждение.
Статья 28. Каждый человек имеет право на такой социальный и международный порядок, который обеспечивает полную защиту его прав и свобод.
Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.
Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление отдельным людям, группе людей или какому-нибудь государству права совершать действия, нарушающие права и свободы, изложенные в этой Декларации.