В Приложениях представлены: карта-схема маршрута; тест "Что я знаю о своих правах?"
Цели:
- познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;
- способствовать у воспитанников формированию правовой культуры;
- воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувства собственного «Я», справедливости; толерантному отношению к правам одноклассников.
Работа проходит в группах, в каждой группе экскурсовод-родитель. Учащиеся выбирают геометрические фигурки (треугольник, круг, квадрат, овал), которые находятся на столе учителя, таким образом формируются группы.
Федор Михайлович Достоевский сказал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка». В нашей стране проблема защиты детства всегда была злободневной.
Благополучие детей и их права вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.
Сегодня мы с вами и родителями отправляемся в путешествие в «Мир ваших прав». Путешествие будет проходить, как положено, по станциям, имеющим свое название.
Первая станция «Конвенция».
(Учащиеся разделены на 4 команды, в которые входит один родитель-экскурсовод (консультант)).
Каждой команде раздаются карточки разного цвета с вопросами:
- Что такое Конвенция?
- Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
- Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
- Сколько статей имеет Конвенция?
- С какой целью была принята Конвенция?
У каждой группы путешественников карта – выдержки из конвенции, нужно выбрать правильный маршрут (см. Приложение 1).
Вторая станция «Уважение».
У каждой группы карточки с разными ситуациями.
1 группа. Ситуация №1.
На улице зима, мороз. Вас не пустили в школу, так как вы были без формы, отправили домой переодеваться. Все это произошло потому, что закон школы, принятый родителями, предусматривает специальную форму.
Вопрос: Нарушаются ли права ребенка? Какие?
2 группа. Ситуация №2.
Родители Коли часто выпивали, мальчика наказывали за любой проступок. Друг Коли узнал об этом и рассказал в классе. Ребята стали дразнить Колю.
Вопрос: Нарушаются ли права Коли? Оцените действие родителей. И правильно ли поступил друг Коли?
3 группа. Ситуация №3.
Алексей приходил в школу в коротких брюках (не по росту), рваных туфлях. На вопрос одноклассников, почему он в этих вещах приходит в школу, мальчик ответил: «У родителей нет денег». Родители, когда их спросил учитель об этом, ответили: «Ему и так хорошо».
Вопрос: Нарушаются ли права ребенка? Оцените действие родителей.
4 группа. Ситуация №4.
Было 3 подруги. Двум девочкам было по 14 лет, а третьей 11 лет. Старшие девочки поспорили, поругались. Младшая решила высказать свое мнение, но ей ответили: «Не лезь к нам, не имеешь право, еще маленькая».
Вопрос: Имеет ли право ребенок свободно высказывать свое мнение? Оцените данную ситуацию.
Третья станция «Законознайка».
Игра «Определи, кто из героев сказки лишен прав и каких?»
Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Дается перечень прав:
- право на жизнь;
- право на свободный труд;
- право на имя;
- право на отсутствие дискриминации;
- право на отдых;
- право на владение личным имуществом.
Предоставляется возможность инсценировать.
Оформить ответы в виде таблицы и сдать родителям-экскурсоводам.
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги нашего путешествия. А мы выявим с помощью теста лучшего знатока. (см. Приложение 2).
Жюри объявляет результаты путешествия. Победившая команда получает приз - диск с мультфильмом «Смешарики о правах ребенка» (подготовили родители).
Рефлексия.
- Перед вами, ребята, два человечка. Один улыбается, другой – хмуриться. Если вам понравилось наше путешествие, положите фигурку улыбающегося человечка, а если нет – хмурого человечка.