Внеурочная деятельность представляет собой составную часть учебно-воспитательного процесса и одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность является досуговой деятельностью, которая организуется во внеурочное время с целью удовлетворения потребностей обучающихся их содержательного досуга.
Для организации правильной системы внеурочной деятельности необходимо стремление педагога создать эффективные условия для успешного развития познавательных потребностей учащегося.
Внеурочная деятельность должна быть направлена не только на развлечение ребенка, но так же и на обучение и развитие у ребенка способностей (творческих, интеллектуальных). Именно поэтому, считаю, что технология мозгового штурма наиболее полно отвечает всем этим требованиям.
Технология мозгового штурма отличается своей простотой и доступностью в использовании, на занятии можно легко сгенерировать новую непохожую ни на что ситуацию, тем самым развить совершенно новую нестандартную ситуацию. Технология мозгового штурма имеет и огромный воспитательный потенциал.
Но при этом у данной технологии имеются и недостатки. Так, главным недостатком следует считать это невысокая сложность поставленных задач, т.к. поиск решения должен происходить в очень сжатые ограниченные сроки.
Цель применения данной технологии на занятиях – поиск нестандартных решений проблем в обычной ситуации.
Применение на занятиях технологии мозгового штурма позволяет решать следующие задачи:
Для правильной организации занятия с использованием технологии мозгового штурма необходимо поставить такую задачу, которая будет значимой и интересной для школьника, а так же должна иметь практическую или теоретическую направленность.
Общее требование для данной методики - это существование множества решений проблемы, которая ставится обучающимся в качестве учебной и воспитательной задачи.
1. Предварительный этап – постановка проблемы.
В ходе этого этапа четко формулируется проблема, проводится отбор участников и распределение ролей в зависимости от выбранного способа проведения штурма. Важным аспектом является выбор ведущего, так как от него зависит координация всех участников и успех всего мероприятия.
2. Генерация идей.
Этот этап по праву считается самым важным, так как именно от него зависит успех всего штурма. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
После этого этапа необходимо сделать перерыв на физкультминутку.
3. Оценка и отбор лучших идей.
На предыдущем этапе были сделаны быстрые наброски идей. Теперь их необходимо оценить по определенным критериям и выбрать наиболее оптимальные для решения поставленной проблемы.
Успех "мозгового штурма" зависит от двух принципов:
1. Синергетический эффект – при совместной дискуссии появляются идеи более высоко качества, чем при индивидуальной работе. Это происходит из-за того, что даже самая непрактичная и необоснованная идея, доработанная совместными усилиями, может стать более конструктивной и пригодной для применения на практике.
2. Состояние генерирования идей, этап пика творческой активности нельзя тормозить оценкой этих идей – это основное отличие "мозгового штурма" от других методов.
Критерием эффективности "мозгового штурма" является количество сгенерированных идей.
Очень важным аспектом проведения "мозгового штурма" является поддержание особой дружеской атмосферы, что зависит от педагога. Именно он поддерживает активность обсуждения, вдохновляет учащихся и создает особое творческое пространство – все это способствует выдвижению новых идей.
Выбор того или иного метода "мозгового штурма", а так же результативность, зависит от многих параметров, что требует от ведущего группы определенных практических навыком, коммуникативных способностей и умением поддерживать настрой всех участников штурма. Задача педагога выбрать из всего многообразия наиболее оптимальную технику, отвечающую определенным задачам и подходящую для конкретной ситуации.
При выборе должны учитываться следующие критерии:
Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
Прежде всего, следует указать на то, что проводится четкая организационная работа с учащимися. Дети знакомятся с правилами ведения дискуссии и основами технологии.
Далее, на уроке учитель сообщает детям тему занятия, формулирует актуальную проблему для решения в ходе занятия.
Какие проблемы можно решить с помощью технологии "Мозгового штурма"? – Данная технология позволяет решить абсолютно любую задачу, у которой имеется несколько возможных вариантов решения. Нельзя давать слишком объемные или абстрактные проблемы. Проблема должна быть простой и понятной.
В ходе занятия педагог напоминает учащимся условия коллективной работы и правила мозгового штурма. Заранее на подготовительном этапе педагог разделяет класс на группы по 4 человека в каждой группе. При этом группы должны быть сбалансированными. В каждой микрогруппе выбирается по одному эксперту, который должен фиксировать идеи, оценивать их и отбирать самые перспективные предложения.
Рассадку микрогрупп следует провести так, чтобы дети хорошо видели друг друга. Далее, проводится фронтальная разминка с тем, чтобы обучающиеся смогли освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Разминка проводится в быстром темпе. На данном этапе возможно появление легкого шума и оживления в классе. Не стоит это пресекать. Учителю не стоит вмешиваться в работу групп. Время основной сессии – 10–15 минут.
На данном этапе все решения должны фиксироваться на ватмане или листке бумаги, а возможно и на экране компьютера. Во время этапа отбора лучшей идеи, экспертам следует объединиться в группы и оценить предложенные идеи с тем, чтобы выбрать лучшую. Время работы экспертом не больше 5 минут. Если позволяют возможности, то эксперты могут перейти в другое помещение или выйти в школьную рекреацию.
С рабочими группами на данном этапе педагог проводит игры, т.е. фактически остальные дети на данном этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, решить кроссворд по данному курсу, обсудить интересные ситуации и др.
На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают свои предложения и должны защитить их. По итогам защиты и обсуждения голосованием выбирается коллективное решение об использовании тех или иных предложений. Педагог же в свою очередь подводит итог, давая общую оценку работе групп в целом. По времени заключительный этап является самым продолжительным.
При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п, создавая в учебной группе творческую атмосферу. Даже если успехи группы не блестящие, все равно нужно опираться на положительное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем. По времени заключительный этап самый продолжительный (10–15 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение.
Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. Метод мозгового штурма можно применить и на любой стадии проектирования при создании проектных и исследовательских работ учащихся для выявления наиболее интересующих их тем и вопросов. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой.
Примеры использования метода мозгового штурма на занятиях "Школы здоровья" во внеурочной деятельности.
Тема исследования |
Гипотезы 1 этапа (генерируется как можно больше идей) |
«В чем польза воды?»
|
Гипотеза 1: Вода – утоляет жажду Гипотеза 2: Мы умываемся водой. Гипотеза 3: Поливаем цветы, моем пол с помощью воды |
«Почему у людей здоровые зубы» |
Гипотеза 1: часто чистят зубы Гипотеза 2: Правильно питаются Гипотеза 3: Хорошая наследственность. Гипотеза 4: Часто посещают стоматолога |
«В чем секрет успеха здоровья» |
Гипотеза 1: Правильное питание Гипотеза 2: Хорошая наследственность Гипотеза 2: Занятия спортом |
«Жевать или не жевать»
|
Гипотеза 1: Проглоченная жвачка переварится в желудке. Гипотеза 2: Проглоченная жвачка не переварится в желудке. Гипотеза 3: Жвачка полезна, многие её жуют. Гипотеза 4: Жвачка полезна, её продают в магазинах. Гипотеза 5: Жвачка вредна, так говорит мама. Гипотеза 6: Жвачка вредна, я не знаю, из чего она состоит. |
«Чипсы: вред или польза?» |
Гипотеза 1: Чипсы – безопасный продукт. Гипотеза 2: чипсы вредны для здоровья человека. |
«Можно ли использовать лекарственные комнатные растения для лечения простудных заболеваний?» |
Гипотеза 1: Можно использовать лекарственные комнатные растения для лечения простудных заболеваний Гипотеза 2: Нельзя применять лекарственные комнатные растения для лечения простудных заболеваний |
Можно ли увеличить объем легких?
|
Гипотеза 1: Можно увеличить объём легких с помощью физических упражнений. Гипотеза 2: Нельзя увеличить объём легких с помощью физических упражнений. |
Таким образом, технология "мозгового штурма" является одной из самых эффективных форм работы в данном модуле "Школы здоровья", помогая решить важнейшие педагогические задачи: поддержать высокую познавательную активность и мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся. Проводимая работа, помогает ученикам не только в дальнейшем обучении.
Тем более, что в федеральных государственных стандартах второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т. к. именно оно помогает решить задачу формирования универсальных учебных действий.
А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ, решить эту задачу можно именно через организацию различных методов в деятельностно-ориентированном обучении. Метод мозгового штурма эффективен и интересен, полезен и важен как для учителя, так и для учащихся начальной школы в организации внеурочной деятельности, создавая единое целое с учебными целями и внеучебной деятельностью.