Система накопительного оценивания учебных достижений учащихся на уроках географии

В свете ФГОС основного общего образования очень важен мониторинг результатов и объективная оценка достижений учащихся. Мною разработана система накопительного оценивания, которая направлена на мониторинг учебных предметных достижений школьников.

Практика обучения учащихся на уроках географии показывает, что в полном объеме обеспечивается взаимодействие между учителем и учениками, между самими обучающимися лишь в процессе специально организованного учебного сотрудничества – работа в группах или в парах. При организации такой формы работы в процессе совместной предметной деятельности создаются условия для развития у учащихся умений: "учу себя сам", "пробую учить других", "самооценка", "взаимооценка", "оценка работы в группе".

Структура накопительной системы оценивания содержит систему баллов на основе промежуточного и итогового контроля в течение всего урока, которая фиксируется в листе самооценки учащегося.

Форма листа самооценки зависит от содержания конкретного урока. На листе фиксируется вид деятельности на определенном этапе занятия, возможные виды оценивания и количество баллов за каждый этап урока. В итоге все баллы суммируются, получается количество, соответствующее итоговой оценке. Учитель продумывает формы оценивания всех возможных видов учебной деятельности, включая деятельность консультанта (эксперта).

Формы оценивания деятельности учащегося различны:

  • оценку работу группы производит учитель или консультант по 3-х бальной системе (3 балла - нет ошибок, 2 - недочеты, 1- имеются ошибки);
  • оценка работы консультанта – старшего, которому переданы некоторые функции учителя, оценивается группой по принципу 3-х "П" (правильно, последовательно, понятно);
  • оценивание работы в группе производится по 3-х бальной системе (3балла - организовал работу в группе, 2- активно работал, 1 – принимал участие в работе группы);
  • индивидуальная самостоятельная работа учащегося оценивается самим учащимся после выполнения задания с помощью ключа – готового ответа - либо в процессе взаимооценки.

В процессе преподавания географии осуществляю оценивание каждого вида учебной деятельности учащихся по следующей схеме:

Схема оцениванияСхема оценивания

В процессе применения на уроках географии накопительной системы оценивания учебных достижений учащихся мною были выявлены следующие преимущества:

  • поддерживается мотивация учащихся на активность в течение всего урока;
  • учитывается успешность выполнения всех видов учебно - познавательной деятельности и в итоге складывается положительная оценка работы ученика на уроке;
  • учащийся участвует в самооценке и оценке других, в результате работа школьника на уроке оценивается всесторонне и объективно;
  • в оценивании участвуют все участники образовательного процесса - учитель, ученик, группа, консультант, что дает возможность учащемуся соотнести свою самооценку с мнением коллектива и учителя;
  • в ходе занятия ученик отслеживает по листу самооценки набранное количество баллов на каждом этапе урока, сравнивает свои результаты и может мобилизоваться для получения положительного итога.

Применение накопительной системы оценивания позволяет учителю объективно производить оценку всех видов деятельности учащихся, всеми возможными средствами и в течение всего урока.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом