В свете ФГОС основного общего образования очень важен мониторинг результатов и объективная оценка достижений учащихся. Мною разработана система накопительного оценивания, которая направлена на мониторинг учебных предметных достижений школьников.
Практика обучения учащихся на уроках географии показывает, что в полном объеме обеспечивается взаимодействие между учителем и учениками, между самими обучающимися лишь в процессе специально организованного учебного сотрудничества – работа в группах или в парах. При организации такой формы работы в процессе совместной предметной деятельности создаются условия для развития у учащихся умений: "учу себя сам", "пробую учить других", "самооценка", "взаимооценка", "оценка работы в группе".
Структура накопительной системы оценивания содержит систему баллов на основе промежуточного и итогового контроля в течение всего урока, которая фиксируется в листе самооценки учащегося.
Форма листа самооценки зависит от содержания конкретного урока. На листе фиксируется вид деятельности на определенном этапе занятия, возможные виды оценивания и количество баллов за каждый этап урока. В итоге все баллы суммируются, получается количество, соответствующее итоговой оценке. Учитель продумывает формы оценивания всех возможных видов учебной деятельности, включая деятельность консультанта (эксперта).
Формы оценивания деятельности учащегося различны:
В процессе преподавания географии осуществляю оценивание каждого вида учебной деятельности учащихся по следующей схеме:
В процессе применения на уроках географии накопительной системы оценивания учебных достижений учащихся мною были выявлены следующие преимущества:
Применение накопительной системы оценивания позволяет учителю объективно производить оценку всех видов деятельности учащихся, всеми возможными средствами и в течение всего урока.