Урок-игра по русскому языку в 5 классе "Фразеология. Повторение"

Цели урока:

  • Закрепить понятие о фразеологии как разделе русского языка.
  • Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
  • Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

УМК: под редакцией А.Ю. Купаловой, "Дрофа", 2014 г.

Ход урока

Организационый момент

Вступительное слово: чтение стихотворения М. Геттуева.

Спросят меня, что похоже на море?
- Русский язык – не замедлю с ответом,
- Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.

Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом:
К людям хорошим в дальние страны
Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ,открывающим радость, -
Этим ключом было русское слово.

- Сегодня мы с вами отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет не настоящим, но плыть от этого не станет легче.
- Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на земле. Мы отправляемся в путешествие на трех кораблях.
- Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени.

- Мы не будем бить баклуши, а одним махом и шутя справимся со всеми препятствиями и трудностями.
- Мы не ударим в грязь лицом и докажем, что мы не лыком шиты, что и мы не на руку лапоть обували.
- Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме "Фразеология".

- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье, а компасом будут служить ваши знания.
- Итак, в путь...

Конкурс "Чей корабль первым отойдет от причала?"

Учитель предлагает равное количество вопросов и заданий для обеих команд. Каждое правильное решение – очко. Команда, набравшая большее количество очков, первым уходит в море.

Творческий диктант

Ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм: Без задних …; брать себя в …; бросать слова на … ; взять голыми …; водить за …; не разольешь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днем согнем не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не ….

Замените фразеологизм одним словом

  1. Медвежий угол. (захолустье)
  2. У черта на куличках. (далеко)
  3. Камень преткновения. (затруднение)
  4. Как пить дать. (наверняка)
  5. Куры не клюют. (много)
  6. Кто в лес, кто по дрова. (нестройно)

Преодоление рифов

Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто выберет большее из предложенных фразеологизмов, характеризующих ситуацию.

Рукой подать; владеть собой; собираться с силами; беречь как зеницу ока; между жизнью и смертью; язык без костей; с малых лет; ни жив ни мертв; как рыба в воде; зарубить на носу; не вешать носа; не терять голову; идти своей дорогой; не в своей тарелке; седьмая вода на киселе; морочить голову; строить глазки; как на иголках; нечего на зуб положить; засучить рукава; наломать дров; один за всех, все за одного.

Составление записи в судовом журнале

- Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины.
- Два самых отважных матроса из каждой команды должны составить запись в судовом журнале об этом происшествии. У кого она будет наиболее интересной, насыщенной подходящими фразеологизмами, тот и получит дополнительное очко. А при работе вы пользуетесь фразеологизмами, которые выбрали.

Владеть собой; собираться с силами; между жизнью и смертью; ни жив ни мертв; как рыба в воде; не вешать носа; не терять голову; идти своей дорогой: не в своей тарелке; как на иголках; засучить рукава; наломать дров; один за всех, все за одного.

"Починка кораблей"

- Ну а команде нужно немедленно починить корабль. Для этого выполним следующее задание.

Найдите объяснение каждому фразеологизму:

  1. Клевать носом. (дремать)
  2. Идти в ногу. (быть самым главным)
  3. Вставлять палки в колеса. (мешать)
  4. Бесструнная балалайка. (действовать согласованно)
  5. Заячья душа. (трусливый человек)
  6. Играть первую скрипку. (действовать согласованно)
  7. Заблудиться в трех соснах. (не суметь разобраться в чем-то простом)

Подбери к данным фразеологизмам синонимы

  • Тертый калач.
  • Куры не клюют.
  • Ни то ни се.
  • С три коробаНи рыба ни мясо.
  • Стреляный воробей.

Подбери к данным фразеологизмам антонимы

  • Кот наплакал. (куры не клюют)
  • Как кошка с собакой. (душа в душу)
  • За словом в карман не полезет. (язык проглотил)
  • Смотреть в оба. (ворон считать)
  • Сесть в калошу. (быть на коне)
  • Черепашьими шагами. (во весь дух)

Викторина

- Ну вот, корабли починены, можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным, мы проведем викторину.

Шуточные вопросы

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. Что это? (Нос)
  2. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и слова те, кто их не ценит. Что это? (Ветер)
  3. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Что это? (Язык)
  4. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши)
  5. Ее толкую в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода)
  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша)
  7. Говорят: "Искать по горячим следам". А может ли след быть холодным? (И след простыл)
  8. Есть ли у правды глаза? (Смотреть правде в глаза)
  9. Может ли правда иметь неприятный вкус? (Горькая правда)
  10. Какого цвета бывает тоска? (Тоска зеленая)
  11. Известно, что собственный локоть укусить невозможно, а какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает? (Кусать локти, сожалеть о чем-то)
  12. Может ли горе быть в жидком состоянии? (Да, во фразеологизме "Хлебнуть горя")

Расшифровка послания

- Смотрите, смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее.
- На листе что-то написано. Кто расшифрует послание, получит дополнительное очко.

Шваадомаканнадойдсобыдепо. (Ваша команда достойна победы).

Конкурс капитанов

Задание1. Составьте из рассыпанных фраз фразеологизмы

Куда, веревки, слона, ветер, десятая, дует, делать, (на) киселе, вить, вода, (из) мухи. (Куда ветер дует, делать из мухи слона, десятая вода на киселе, веревки вить)

Задание 2. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных.

Показываются рисунки с изображениями животных.

Фразеологизмы о животныхФразеологизмы о животных

  1. Волка ноги кормят.
  2. За двумя зайцами…
  3. Топает, как слон.
  4. Медведь на ухо наступил.

Нападение пиратов

- Ура! Капитаны с честью выдержали испытание, Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом. Но взгляните, что там вдали? Пиратский флаг! (Вбегают пираты)

- У пиратов длинные крючья. Они могут взять ваши корабли на абордаж. Чтобы этого не случилось, нужно отбить атаку.
- Каждый пират быстро закидывает крюк на корабль и при этом задает свой вопрос. Если ответ правильный, то крюк сбрасывается.

Отгадать загадки:

  • Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
  • Какую соль не кладут в суп?
  • Из какого крана не льется вода?
  • Какой лук не кладут в суп?
  • Какой губкой нельзя мыться?
  • Какой кистью не выкрасить стену?

Подберите фразеологизмы к следующим словосочетаниям:

  • быстро бежать - ... (сломя голову)
  • очень любить - ... (души не чаять)
  • осуждать недостатки кого-либо - ... (разбирать по косточкам)
  • крепко спать - ... (без задних ног)
  • медленно идти - ... (черепашьим шагом)
  • очень мало - ... (с гулькин нос)

- Ну вот, отбились от пиратов. Поплыли дальше. Вон издалека виднеется наш причал. Значит, и наше путешествие подходит к концу. Чтобы высадиться, нужно выполнить еще одно задание.

Возвращение

-Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводые и надводые препятствия.

- Чтобы пристать к берегу, нужно решить еще одну задачу.

Конкурс "Лицедеи"

Два участника от каждой команды берут по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке.
Задание на карточках: стоять на задних лапках; не находить места; прикусить язык; в рот воды набрал; намылить шею; ломать голову; попасть не в бровь, а в глаз.

Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

Назови изображенные фразеологизмыНазови изображенные фразеологизмы

  1. Как курица лапой. (небрежный почерк)
  2. Как кошка с собакой. (в постоянной ссоре)
  3. Море по колено. (ничего не страшно)
  4. Как с гуся вода. (все нипочем, безразлично)
  5. Волчий аппетит. (очень сильный аппетит)
  6. Класть зубы на полку. (нуждаться)
  7. Носом к носу. (близко столкнуться)
  8. Черт дернул за язык. (сожалеть о сказанном)

Ребята показывают свои рисунки, а соперники пытаются разгадать фразеологизм, там зашифрованный.

Подведение итогов

- Ребята, мы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспомнили, обобщили изученное о фразеологизмах.
- Молодцы, все работали замечательно. Победители сегодня все!
- Надеюсь, что вы будете более внимательны к русскому слову, что в своей речи будете употреблять фразеологизмы. Спасибо за игру!

Размер:
108.43 Kb
Скачали:
37

Метки к статье: игра, русский язык, 5 класс