Цели урока:
УМК: под редакцией А.Ю. Купаловой, "Дрофа", 2014 г.
Вступительное слово: чтение стихотворения М. Геттуева.
Спросят меня, что похоже на море?
- Русский язык – не замедлю с ответом,
- Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом:
К людям хорошим в дальние страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ,открывающим радость, -
Этим ключом было русское слово.
- Сегодня мы с вами отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет не настоящим, но плыть от этого не станет легче.
- Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на земле. Мы отправляемся в путешествие на трех кораблях.
- Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени.
- Мы не будем бить баклуши, а одним махом и шутя справимся со всеми препятствиями и трудностями.
- Мы не ударим в грязь лицом и докажем, что мы не лыком шиты, что и мы не на руку лапоть обували.
- Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме "Фразеология".
- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье, а компасом будут служить ваши знания.
- Итак, в путь...
Учитель предлагает равное количество вопросов и заданий для обеих команд. Каждое правильное решение – очко. Команда, набравшая большее количество очков, первым уходит в море.
Творческий диктант
Ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм: Без задних …; брать себя в …; бросать слова на … ; взять голыми …; водить за …; не разольешь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днем согнем не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не ….
Замените фразеологизм одним словом
Преодоление рифов
Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто выберет большее из предложенных фразеологизмов, характеризующих ситуацию.
Рукой подать; владеть собой; собираться с силами; беречь как зеницу ока; между жизнью и смертью; язык без костей; с малых лет; ни жив ни мертв; как рыба в воде; зарубить на носу; не вешать носа; не терять голову; идти своей дорогой; не в своей тарелке; седьмая вода на киселе; морочить голову; строить глазки; как на иголках; нечего на зуб положить; засучить рукава; наломать дров; один за всех, все за одного.
Составление записи в судовом журнале
- Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины.
- Два самых отважных матроса из каждой команды должны составить запись в судовом журнале об этом происшествии. У кого она будет наиболее интересной, насыщенной подходящими фразеологизмами, тот и получит дополнительное очко. А при работе вы пользуетесь фразеологизмами, которые выбрали.
Владеть собой; собираться с силами; между жизнью и смертью; ни жив ни мертв; как рыба в воде; не вешать носа; не терять голову; идти своей дорогой: не в своей тарелке; как на иголках; засучить рукава; наломать дров; один за всех, все за одного.
"Починка кораблей"
- Ну а команде нужно немедленно починить корабль. Для этого выполним следующее задание.
Найдите объяснение каждому фразеологизму:
Подбери к данным фразеологизмам синонимы
Подбери к данным фразеологизмам антонимы
- Ну вот, корабли починены, можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным, мы проведем викторину.
Шуточные вопросы
Расшифровка послания
- Смотрите, смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее.
- На листе что-то написано. Кто расшифрует послание, получит дополнительное очко.
Шваадомаканнадойдсобыдепо. (Ваша команда достойна победы).
Задание1. Составьте из рассыпанных фраз фразеологизмы
Куда, веревки, слона, ветер, десятая, дует, делать, (на) киселе, вить, вода, (из) мухи. (Куда ветер дует, делать из мухи слона, десятая вода на киселе, веревки вить)
Задание 2. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных.
Показываются рисунки с изображениями животных.
Нападение пиратов
- Ура! Капитаны с честью выдержали испытание, Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом. Но взгляните, что там вдали? Пиратский флаг! (Вбегают пираты)
- У пиратов длинные крючья. Они могут взять ваши корабли на абордаж. Чтобы этого не случилось, нужно отбить атаку.
- Каждый пират быстро закидывает крюк на корабль и при этом задает свой вопрос. Если ответ правильный, то крюк сбрасывается.
Отгадать загадки:
Подберите фразеологизмы к следующим словосочетаниям:
- Ну вот, отбились от пиратов. Поплыли дальше. Вон издалека виднеется наш причал. Значит, и наше путешествие подходит к концу. Чтобы высадиться, нужно выполнить еще одно задание.
Возвращение
-Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводые и надводые препятствия.
- Чтобы пристать к берегу, нужно решить еще одну задачу.
Два участника от каждой команды берут по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке.
Задание на карточках: стоять на задних лапках; не находить места; прикусить язык; в рот воды набрал; намылить шею; ломать голову; попасть не в бровь, а в глаз.
Назови фразеологизм, изображенный на картинке.
Ребята показывают свои рисунки, а соперники пытаются разгадать фразеологизм, там зашифрованный.
- Ребята, мы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспомнили, обобщили изученное о фразеологизмах.
- Молодцы, все работали замечательно. Победители сегодня все!
- Надеюсь, что вы будете более внимательны к русскому слову, что в своей речи будете употреблять фразеологизмы. Спасибо за игру!