Цель: на конец урока учащиеся буду знать о правописании о, ё после шипящих в корне слова и смогут приметь изученное правило на практике.
Критерии успеха
Оборудование: презентация, учебник "Русский язык" 2 часть, карточки "Светофор", карточки "Вопрос", плакат с обозначение действий по цветам светофора, карточки с буквами: а, б, в, г.
Учитель: Здравствуйте! Я рада вас приветствовать вас на этом уроке. Для того, чтобы он был успешным я предлагаю вам сразу включится в работу.
- Давайте проверим готовность к работе. Для этого просигнализируйте мне цветом: зелёный – готов, жёлтый – готов, но у меня есть вопрос, красный – не готов работать. (ответы учащихся)
- Я рада, что все готовы со мной начать работу. Я тоже показываю вам зелёный цвет, я готова начать наш урок. Помните, что на уроке действует правило "неподнятой руки", я буду сама определять тех, кто будет отвечать с помощью карточек, на которых написаны ваши имена.
- Сегодня вы будете работать индивидуально, будете работать в парах, а также в группах. Ну, что ж, готовы? Начнем наш урок!
Учитель: Дорогие учащиеся, посмотрите внимательно на экран. Здесь даны картинки, они отличаются друг на друга. Посмотрите внимательно и попробуйте сами сформулировать тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Молодцы! Сегодня тема нашего урока: "Правописание о, ё после шипящих в корне иноязычных слов".
- Вы хорошо справились с определением темы урока. Давайте перейдём к цели. Какова же цель нашего урока? Подумайте сначала самостоятельно, потом обсудите возможные варианты нашей цели в паре.
- Давайте выслушаем ваши варианты. Для чего же мы сегодня будем изучать правописание о, ё после шипящих в корне иноязычных слов?
- А сейчас давайте проверим, правильно ли мы с вами думали.
- Цель: в конце урока вы будете знать о правописании о, ё в корнях иноязычных слов.
- Чтобы наш урок прошёл намного интереснее, и вы были заинтересованы в изучении нового правила, я предлагаю вам ответить на ключевой вопрос: может ли кофе стать наездником и как такое слово писать?
- Вы можете сразу ответить на этот вопрос? (ответы)
- Чтобы получить ответ мы должны сегодня очень хорошо поработать и разобраться со всеми правилами, исключениями из правил.
- Вы сегодня будете успешными, сможете достигнуть поставленной цели, потому что вы сейчас узнаете, как я буду вас оценивать.
Можете считать свою работу успешной, если:
Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучали похожее правило, говорили о правописании о, ё после шипящих в корне слова, но в русских словах. Давайте вспомним это правило.
- На доске разбросаны отрывки из этого правила, попробуйте самостоятельно собрать его в единое целое. (вызываю ученика по карточке, после того, как у ребят было время подумать)
- Молодцы! Вы хорошо выучили это правило. Сейчас вы выполните тест в паре, затем мы его проверим с помощью сигнальных карточек. (Проверка теста в помощью сигнальных карточек (а, б, в, г и о, ё), обсуждение ошибок, если они были допущены)
Учитель: Хорошо! Готовы ли вы работать дальше? Просигнализируйте мне, пожалуйста, карточками "Светофор".
- Сейчас я вам предлагаю вспомнить, что такое предложение?
- Вспомнили, молодцы! Посмотрите, на экран. Здесь даны слова: крыжовник, шорох, шов. Что эти слова объединяет?
- Сейчас вам нужно составить одно сложное предложение, используя все три слова. Что такое сложное предложение?
- Попробуйте самостоятельно составить предложение, затем обсудите предложение в паре.
- Давайте выслушаем предложения, которые у вас получились.
- Запишите своё предложение к себе в тетрадь или то предложение, которое вам больше всего понравилось. Нужно сделать синтаксический разбор. Напомните мне, пожалуйста, что такое синтаксический разбор предложения?
- Самостоятельно сделайте синтаксический разбор предложения, затем мы проверим, что у вас получилось.
Учитель: Давайте перейдём к изучение сегодняшней темы урока. Что такое "иноязычное слово"? Объясните, как вы понимаете.
- Подберите к этому слову синоним. Молодцы! Готовы ли вы познакомиться с новым правилом? Подайте сигнал с помощью карточек "Светофор".
- Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте правило.
- Когда читаешь правило, то кажется, что все очень легко и понятно. Но нужно обязательно разбираться с любым правилом на практике. Что я сейчас вам и предлагаю.
- У вас на столах лежать листы с заданиями. Найдите упражнение под номером 1. Сначала нужно прочитать словосочетания. (чтение вслух учащимся)
- Здесь нужно решить орфографические задачи, выбрать либо о, либо ё после шипящих.
- Для ответа используйте сигнальные карточки с буквами о, ё. Давайте выполним это задание устно.
- Сейчас вы будете работать в группе, потому что вам нужно составить текст, используя предложенные словосочетания. На эту работу у вас есть 5 минут. Всем ли понятно, что нужно делать? Подайте сигнал. Приступайте!
- Давайте проверим, какой текст получился у каждой группы. (чтение текстов)
- Молодцы! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в заимствованных словах после шипящих в ударной и безударной позиции какую гласную пишем?
- Готовы ли перейти к следующему заданию? Подайте, пожалуйста, сигнал с помощью карточек "Светофор".
- Прочитайте текст. (вызываю учащегося)
- Давайте устно решим орфографические задачи, используя сигнальные карточки с буквами о, ё. Объясните свой выбор.
- Найдите в тексте слово, которое может быть обозначать и кофе, и наездника одновременно. Назовите! Расскажите про правописание данного слова.
Учитель: Назовите шипящие звуки.
- Когда пишется буква о после шипящих в корне слова в иноязычных словах?
- Какая гласная пишется в русских словах в корне слова под ударением?
- Назовите слова-исключения.
Учитель: Подумайте, как прошёл ваш урок. Продолжите предложения и оцените свою работу.
Домашнее задание
с. 51 выучить правило, упр. 86 п. 2.