Конспект урока русского языка 5 класс: "Непроверяемые безударные гласные в корне слова"

Цели урока:

- формировать умение выделять слова с непроверяемыми написаниями; учить пользоваться словарем, владеть навыками запоминания трудных (словарных) слов;

- развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, умение работать с дополнительной литературой (словари), развивать умение работать в группе, умение слушать и слышать своих товарищей;

- воспитывать аккуратность письма, бережное отношение к природе, вежливость, чувство коллективизма, интерес к предмету.

Оборудование: учебник "Русский язык" 5 класс, Толковый словарь С. И. Ожегова, "Как проверить "непроверяемое" слово" А. Н. Сараева, интерактивная доска.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным. А от вас я жду работы мысли, творчества и хорошего настроения.

Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради. Запишите число, словосочетание "классная работа". Оставьте строчку для темы урока, ее вы запишите чуть позднее, после того как определите сами.

Актуализация знаний

Я предлагаю вам поразмышлять над словами российского информатика, юмориста, автора многих известных высказываний, афоризмов Станислава Янковского, который сказал: "Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю".

- Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними? Ребята высказывают свои мнения, приходят к выводу, что Станислав Янковский призывает людей следить за грамотностью письменной и устной речи, в этом проявляется отношение к людям, а людей надо уважать. Спишите высказывание.

ГрамОтность - это вежливость автОра по отношению к читателю. Проверьте, так ли вы списали высказывание. Не сделали ошибок?
Обратите внимание на выделенные буквы.

- Как вы думаете, почему выделены эти буквы. О чем они говорят нам? (Ответ учащихся: Надо быть внимательным. Здесь скрыта орфограмма)
- Как называется эта орфограмма? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова) Это и будет являться темой нашего урока. Запишите ее.
- Какова же цель нашего урока? (Мы должны научиться узнавать слова с непроверяемой безударной гласной в корне, правильно писать их).

Повторение материала прошлого урока

Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока. Какую орфограмму мы повторяли? (правописание проверяемой безударной гласной в корне слова)
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании проверяемой безударной гласной в корне слова? (подобрать проверочное слово, изменить слово или подобрать однокоренное слово)

Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Упр. 31 (вставить пропущенные буквы) задание выполняется на интерактивной доске.
Н…чной, п…стух, н…бесный, п…левой, х…лмистый, загл…деться, уд…вляться, ож…вать, к…рмить, пл…сать, зап…х.

Упражнения на закрепление

Перед вами высказывание нашего земляка, выпускника реального училища, писателя, комиссара гражданской войны Д. А. Фурманова: "Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров".

Выпишите из этого высказывания слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, выделите орфограмму.
Любить (любит), хранить (охрана),образцы (образ), унаследовали (след), первоклассных (первый), мастеров (мастер).

Игра "Орфографический футбол"
Я бросаю мяч и называю слово. Вы можете отбить мяч только в том случае, если придумаете проверочное слово.
Сосна, тропа, зерно, гнездо, роса, столбы, дома, поля, дожди, зонты, стрела, бродить, ходить, ловить, приносить, посадить, накосить, осмотреть.
Дети ловят мяч, называют проверочное слово, кидают мяч обратно учителю.

Изучение нового материала "Непроверяемая безударная гласная в корне слова"

Слова с безударной гласной, непроверяемые ударениемСлова с безударной гласной, непроверяемые ударением

Прочитайте высказывание: "Язык важен для п…триота". (Николай Михайлович Карамзин - писатель, публицист и историк)
Попробуйте объяснить значение слова "патриот". (ответы учащихся)

Работа с толковым словарем
Если мы не знаем значение слова, как нам узнать его? (Обратиться к Толковому словарю). Давайте посмотрим, какое толкование слова "патриот" дает нам Толковый словарь С. И. Ожегова. (ученик ищет значение слова. Зачитывает его вслух)

Запишите слово и его значение в тетрадь. Но прежде объясните мне правописание этого слова. Какая здесь орфограмма? Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании непроверяемой безударной гласной в корне слова? (Если не знаешь правописание слова, надо посмотреть, как пишется слово в орфографическом словаре)

Работа с орфографическим словарем

- Как правильно пользоваться орфографическим словарем? Что нужно знать, чтобы быстрее найти нужное слово? (слова расположены по алфавиту)
- Ребята, а как вы думаете, как надо работать со словарем, чтобы запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова? (ответы учащихся)

Давайте прочитаем памятку "Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова"

Памятка

  1. Прочитайте внимательно слово. Понятно ли оно вам по значению (смыслу)?
  2. Перечитайте его по слогам вслух.
  3. Выделите трудные написания в этом слове.
  4. Закройте глаза и мысленно прочитайте данное слово.
  5. Запишите это слово с проговариванием вслух по слогам.
  6. Проверьте правильность написания по слогам.

Упр. №37, стр. 22 (пользуясь словарем в конце учебника)

Запишите в тетрадь слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю и воспользуйтесь памяткой, которая у каждого лежит на столе. (Взаимопроверка, меняются тетрадями, если есть ошибки, исправляют карандашом)

Итак, еще раз повторим, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной.

Ребята, мы познакомились памяткой и узнали "Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова". А вы знаете, есть еще способ запоминания словарных слов Чтобы узнать о нем, мы отправимся сейчас в творческую лабораторию. Давайте встанем и пройдем немного по осенней улице.

Физкультминутка

Работа в группах. Исследовательская деятельность

Очень многие люди, для того чтобы запомнить написание слов с непроверяемой безударной гласной в корне, используют ненаучное объяснение слова, пользуются ненаучной подсказкой.

Вот о таких ненаучных подсказках рассказывает лингвист Алла Натановна Сараева в книге "Как проверить "непроверяемое" слово". Она предлагает проверять словарные слова не однокоренными словами, а синонимами или схожими по смыслу словами. Например, словарное слово "сверкать" она предлагает проверять словом блеск. Это не однокоренные слова, но они близкие по значению.

Или, например, слово "колонна" она предлагает проверять словом " столб", ведь колонны по форме напоминают столбы. Давайте попробуем и мы придумать ненаучную подсказку, которая поможет запомнить нам написание некоторых словарных слов. У вас на столе есть карточки со словами, к которым вам надо придумать ненаучные объяснения, подсказки. Посмотрим, что у вас получится.

Наши эксперты Марина и Лера определят самые интересные, правильные, на их взгляд, подсказки. Итак за работу. (5 минут)
Проверяем, что придумали ребята.

А сейчас я передаю слово нашим экспертам, которые дадут оценку вашим исследованиям и познакомят еще с некоторыми предложениями из книги Аллы Сараевой.

Крапива (крапинки от крапивы; когда обожжешься, остаются крапинки)
Кашне (шарф)
Доблесть (блеск) (Доблесть - высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое, блестящее свойство души)
Витрина (вид)
Палисадник (палка)

Лиловый, бирюзовый, сиреневый, фиолетовый (синий)
Фиалка (синий)
Богатырь (богатый силой)
Петух (Петя)
Лопата (плоский)
Обелиск (столб)

Молодцы! Вы нашли много интересных проверочных слов. Возможно, они помогут запомнить правильное написание слов. А еще вы продемонстрировали сегодня свои творческие способности, умение находить способ решения проблемы.

Вам это тоже пригодится в жизни. Вам понравилось работать в творческой лаборатории. Покажите мне с помощью различных средств общения (с помощью жестов, мимики) свое настроение.

Подведение итогов. Выставление отметок

- Какую орфограмму мы сегодня повторяли?
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной? (запомнить, в случае затруднения обратиться к словарю)

- Что еще мы сегодня узнали? (Чтобы легче было запоминать словарное слово, можно придумать ненаучную подсказку, т.е. проверочное слово, близкое по смыслу). 

- Какое задание вам понравилось больше всего?
Д/з: Параграф 8, упр. 38

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!