Цель урока: знакомство со словами антонимами, поиск их в текстах, употребили в речи, подбор противоположных значений.
Методы обучения: вопросно-ответный, беседа, рассказ, использование ИКТ.
Ход урока
Приветствие.
Позитивный настрой к уроку «Лабада».
Деление на группы «Осенние листья» (зеленые и желтые).
а) подготовка к формулированию новой темы
- Ребята послушайте стихотворение.
Добрый - злой,
Трусливый - смелый,
Толстый – тонкий,
Черный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри - снаружи,
Над - под,
Жара - стужа,
Чистить – пачкать,
День - ночь,
Все сюда! – Ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья...
Здравствуйте... и до свиданья!
- Вам понравилось стихотворение? Чем? (оно веселое, читается легко)
- Хорошо. Назовите слова- синонимы из стихотворения.
- Почему вы не можете выполнить мое задание? (здесь их нет)
- Правильно. Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? (нет)
- А чтобы узнать как называются эти слова, давайте решим кроссворд.
1. Кто хочет много знать, тому надо мало ... (спать)
2. Как аукнется, так и ... (откликнется)
3. Правда в огне не горит и в воде не ... (тонет)
4. Корень учения горек, да плод его ... (сладок)
5. Один за всех и все за ... (одного)
6. Нет друга - ищи, а нашел - ... (береги)
7. Родная сторона - мать, а чужая - ... (мачеха)
8. Худой мир лучше доброй ... (ссоры)
- Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
б) Сообщение темы
- Сформулируйте тему нашего урока. (Антонимы)
- Чтобы изучить эту тему, давайте для начала поставим перед собой цели. Что мы сегодня будем делать?
- Дадим определение слову «антонимы», будем находить их в текстах и подбирать противоположные значения.
- Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем? (Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?)
- Молодец! ОТветим на первый вопрос: какие это слова? (Разные. Они не похожи друг на друга)
- Хорошо, молодцы! Ответьте на второй вопрос:похожи они по смыслу или нет? (они не похожи по смыслу)
- Правильно, молодцы! Что обозначает, например, черный - белый? (это цвета)
- А вот эти слова: жара - стужа? (жара – это когда тепло, а стужа, когда холодно)
- Молодец! Значит, какие это слова? (они настроены друг против друга)
- Молодец! Отсюда сформулируем правило. Что такое антонимы?
Антонимы - это слова противоположные по смыслу.
- Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».
в) путешествие в Осенний лес
- Ребята, скажите какое сейчас время года? (осень)
- Назовите признаки осени. (ответы детей)
- А были ли вы в осеннем лесу? (нет)
- Давайте сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в осенний лес. Он огромен и прекрасен. В нем множество деревьев, полян и рощ. Да, что я говорю? Давайте убедимся сами. Готовы?
г) просмотр видеоролика «Осенний лес»
- Понравился вам лес?
- Встречались ли в этом видеоролике слова антонимы? (ответы детей) П
- Путешествуя по нему, мы будем выполнять задания Осеннего леса
д) групповая работа
Задание № 1
- А сейчас, ребята, давайте выполним первое задание Осеннего леса. Поработаем по тексту. Текст без названия. Озаглавьте текст и найдите антонимы.
Взаимопроверка, смайлики
- Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Задание № 2. Стратегия «Глашатый»
- Осенний лес полон сюрпризов и приятных неожиданностей. А почему я так говорю? У кого-то из вас на спинке стула висит маленький свиток с заданием. Посмотрите. Что же там? Какое следующее задание приготовил для нас Осенний лес? (загадки)
- Для начала сами в группе обсудите это задание, найдите отгадки и по стратегии «Глашатый» спикер каждой группы зачитает по очереди соседней группе.
1 группа. Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня ...? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ...? (зима)
2 группа. Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это... (плач)
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь... (тишина)
- Молодцы! Похвалите друг друга, похлопыванием по плечу.
е) энерджайзер
- Устали? Любите танцевать? Давайте вместе потанцуем.
ж) парная работа стратегия «Бельевая веревка»
- Наше путешествие продолжается. И мы с вами вышли на Поляну Творчества. Нам предстоит работать в паре.
1 пара. Найдите антонимы и подчеркните.
Уголь черный, а мел белый.
Сахар сладкий, а перец горький.
Дом большой , а домик маленький.
Штанга тяжелая, а сумочка легкая.
2 пара. Подберите к именам прилагательным антонимы.
Чистая рубашка - ... рубашка.
Новое платье - ... платье.
Толстый человек - ... человек.
3 пара. Найдите в пословицах антонимы и подчеркните их.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Старый друг лучше новых двух.
Сытый голодному не товарищ.
4 пара. Закончите предложения, вставляя вместо многоточий антонимы к прилагательным.
Куст низкий, а дерево...
Молоко жидкое, а сметана...
Малина сладкая, а калина...
5 пара. Найдите и подчеркните антонимы.
Азбука – алфавит Ночь - день
Утро – вечер Война – мир
Беда – горе Холод - жара
6 пара. Подберите антонимы к словам.
Веселый смех – тупой
Близкий путь – грустный
Горячий суп – далекий
Острый нож – холодный.
7 пара. Вставьте нужное по смыслу слово и подчеркните антонимы.
Веревка хороша ..., а речь ...
... слово лечит, а ... калечит.
Платье хорошо ... , а друг ... .
Слова для справок: доброе, злое; новое, старый; длинная, короткая.
Взаимооценивание. Смайлики.
- Наше путешествие подходит к концу. Повторите тему сегодняшнего урока. Какие слова называются антонимами? (ответы учащихся)
- Закрепим тему небольшим тестом. Работаем в тетрадях. (суммативное оценивание).
Внимание на экран (показ слайдов: чистый – грязный, плачет - смеется, большой – маленький, грустный - веселый)
Дети самостоятельно работают.
- Зачем нам нужны антонимы? Нужны ли они вообще? (да, нужны. Они делают нашу речь выразительной, оживляют речь)
- Что еще вы интересного узнали на уроке и чем занимались? (танцевали, отгадывали загадки, подбирали антонимы к картинкам и к пословицам)
- Ребята, перед вами салфетки. Давайте попращаемся с Осенним лесом и подарим ему наши узоры, которых сейчас мы с вами сделаем из салфеток.
Самооценивание урока (используйте это пространство для того, чтобы записывать свои комментарии по ходу урока. Что было положительного/отрицательного?)
- Вы сегодня были все активны. Отвечали правильно на мои вопросы. (Раздаю смайлики)
- Похвалите себя. Похлопайте по плечу своего товарища. Закончим наш урок и сделаем «Салют!»
Формативное оценивание, cуммативное оценивание