Методическая разработка урока русского языка по теме "Крылатые выражения"

Цели и задачи:

  • Вспомнить изученное о фразеологизмах, углубить и расширить знания учащихся по теме.
  • Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.
  • Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся научатся распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запоминать, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.

Ход занятия

1. Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята, гости!
Встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного настроения! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Сегодня на занятие к нам пришли гости. Улыбнулись добрыми улыбками, у нас сегодня день улыбок. Садитесь, пожалуйста.

2. Проблемная ситуация (сценка)

(3 ученика вбегают после звонка в класс)
Учитель: Почему вы опоздали на занятие?
Ученик 1: Леша бегал по школе сломя голову, путался у всех под ногами, ему делали замечание. А он и глазом не моргнул и снова побежал, куда глаза глядят, только пятки сверкали.

Ученик 2: Да, а потом он упал, и у него из глаз искры полетели! Он вышел из себя, и никак не может успокоиться. А вот сейчас видите, у него глаза на мокром месте.
Ученик 3: Да, немало дров я наломал за эту перемену, Душа моя в пятки уходит - чувствую - не сносить мне головы!

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать по школе нельзя, а тебе, Алексей, все как об стенку горох. Садись, горе ты наше, луковое! А вы девочки молодцы, будьте и дальше с ним начеку!
- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие-то необычные выражения?

- Что придало нашему диалогу особую выразительность?
- Мы использовали всем известные крылатые выражения!
3. Определение темы и целей занятия. Актуализация знаний

Учитель: Я думаю, вы догадались, какая тема занятия будет у нас сегодня? (Учащиеся называют тему занятия: "Крылатые слова или фразеологизмы")
- Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь)

- Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы. Что такое фразеологизм?

Фразеологизм - устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение

- Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту.
- Сегодня мы проведем занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам фразеологические обороты. Не будем откладывать дела в долгий ящик, прочитаем хором девиз нашего урока.

НЕ БИТЬ БАКЛУШИ! ВОРОН НЕ СЧИТАТЬ!
ЗАСУЧИВ РУКАВА – ГРАМОТНЕЕ СТАТЬ!

4. Работа по теме занятия (работа в группах)

Блиц-турнир "Быстро замени фразеологизм одним словом"

(По фразе для каждой группы)

  1. Рукой подать – близко.
  2. Делать из мухи слона – преувеличивать.
  3. Собаку съел – хорошо умеет делать. (знает)
  4. Во весь дух – быстро.

Давайте посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. При ответе покажите картинку животного.
Хитра как … Труслив как … Голоден как …
Надут как … Нем как … Упрям как … Ползет как …

5. Физминутка. Фразеологическая игра "Угадай и Покажи на себе"

  1. Его задирают, зазнаваясь. (нос)
  2. Они встают дыбом от ужаса (волосы)
  3. Он длинный и без костей. (язык)
  4. Ими щелкают от голода. (зубы)
  5. Они могут разбежаться, а могут слипаться от усталости. (глаза)
  6. Не белье, а их развешивают доверчивые люди. (уши)
  7. Ее можно долго ломать на контрольной (голова), но взять себя в них (в руки) и добиться успеха.

6. Творческая работа для групп

Учитель: А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить творческое задание. Вы должны собрать из пазлов изображение фразеологизма. Наклеить его на лист и представить всему классу, объяснить его значение.

  1. Как курица лапой.
  2. Сесть в лужу.
  3. Витать в облаках.
  4. Лезть на рожон. (Защита каждой команды)

Итог занятия

1. Для чего нужны фразеологизмы?

2. А где можно найти значение фразеологизма? (ответы учащихся)

- Конечно в словаре. Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придет "Школьный фразеологический словарь русского языка". (показ словаря)

Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

  • Работал засучив рукава
  • Работал в поте лица.
  • Поломал голову.
  • Не ударили лицом в грязь.
  • Не лезли за словом в карман.
  • Голова была на плечах.
  • Ловили все на лету.

- Ребята, дайте оценку нашему занятию.
- Что понравилось? Что вызвало затруднение?
- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?

- Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!