Конспект урока русского языка в 6 классе "Фразеологизмы"

Цели урока:

  • сформировать представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;
  • способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
  • формирование навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя.

- Ребята, вы уже изучили тему "Фразеологизмы". Внимательно посмотрите на тему урока и сформулируйте цели. (Ответы учащихся)
- Молодцы, а теперь скажите, что изучает фразеология?

- А что такое фразеологизмы?

Фразеологизм (идиома) - это устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Работа по теме урока

- Ребята, перед вами предложения, в каждом из них есть фразеологизмы, найдите их и выпишите.

1. Евсей Стахеевич Лиров, благовидный, хотя и не слишком ловкий молодой человек, а по чину и званию своему птица невысокого полета, отстояв в пятиглавом соборе обедню, пустился по неизменному местному обычаю в объезд по всем лакейским и передним.

2. Лиров стоял у косяка дверей в переднюю, глядел во все глаза на занимательную беседу прокурора с полковником о здравии его превосходительства господина губернатора и ее превосходительства супруги его.

3. Проговорив это, Лиров встал как вкопанный и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил.

4. Лиров подошел, не помня себя, к треугольному столику, прикрытому синею измаранною ярославской салфеткой.

5. Из Стахея вышел бойкий, разбитной детина, который семнадцати годов уже по грамотной части заткнул за пояс весь Воронеж.

6. И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В. Даль)

Лексическая работа

- Объясните значение фразеологизма.

  • Как белка в колесе. (в постоянных хлопотах)
  • В ежовых рукавицах. (в строгости)
  • Стоять на часах. (охранять)
  • По горячим следам. (сразу, без промедления)
  • Вставлять палки в колеса. (мешать какому-либо делу)
  • Весь мир в кармане. (получить все)
  • Как баран на новые ворота. (смотреть с глупым видом)
  • Взять быка за рога. (смело приняться за дело)
  • Как сельди в бочке. (очень тесно)
  • У разбитого корыта. (потерять все)
  • Крокодиловы слезы. (неправдивое сочувствие)

Подбор фразеологизмов-антонимов

- Сейчас нам нужно вспомнить, что такое антонимы.
- Объясните фразеологизмы и соотнесите каждый фразеологизм с его фразеологизмом-антонимом. К фразеологизму-антониму дано его толкование.

  • У разбитого корыта.
  • Как белка в колесе.
  • В ежовых рукавицах.
  • Весь мир в ладонях.

Фразеологизмы-антонимы:

  • Бить баклуши. (лениться)
  • Души не чаять. (баловать)
  • С гулькин нос. (мало)
  • Полная чаша. (много)

Подбор фразеологизмов-синонимов

- Ребята, объясните фразеологизмы и соотнесите каждый фразеологизм с его фразеологизмом-синонимом.

  • По горячим следам. (По пятам)
  • Как баран на новые ворота. (Хлопать глазами)
  • Вставлять палки в колеса. (Путаться под ногами)
  • У разбитого корыта. (Остаться с носом)

Творческая работа в парах

- Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Вам нужно выбрать и подчеркнуть фразеологизмы, которыми, по вашему мнению, можно охарактеризовать волка и почему.

  • Нем как рыба.
  • Ни рыба, ни мясо.
  • Пишет как курица лапой.
  • Стреляный воробей.
  • Как рыба в воде.
  • Прошел сквозь огонь и воду.
  • Извивается змеей.
  • Воронье пугало.

Игра "Учитель"

- Ребята, перед вами фразеологизмы, но в них закралась ошибка, вам нужно исправить эти ошибки.

  • Как заяц в колесе (белка)
  • В еловых рукавицах (ежовых)
  • Стоять на стуле (сидеть)
  • По холодным следам (горячим)
  • Вставлять спицы в колеса (палки)
  • Весь мир в охапке (кармане)
  • Как осел на новые ворота (баран)
  • Взять козу за рога (быка)
  • Как сельди в море (бочке)
  • У разбитого стакана (корыта)
  • Бегемотовы слезы (крокодильи)

Выписать из текста фразеологизмы

- Перед вами текст, в котором скрываются фразеологизмы, попробуйте их найти и выписать.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести.

А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют... (по Э.А. Вартаньяну)

Вывод урока. Рефлексия

- Чему был посвящен наш урок?
- Что такое фразеологизмы?
- Что нового вы о них узнали?
Учащиеся самостоятельно оценивают себя, аргументируя свои оценки.

Домашнее задание

§ 94, 22. упр. 101.

Размер:
27.95 Kb
Скачали:
8