Цели урока:
Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы уже изучили тему "Фразеологизмы". Внимательно посмотрите на тему урока и сформулируйте цели. (Ответы учащихся)
- Молодцы, а теперь скажите, что изучает фразеология?
- А что такое фразеологизмы?
Фразеологизм (идиома) - это устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Ребята, перед вами предложения, в каждом из них есть фразеологизмы, найдите их и выпишите.
1. Евсей Стахеевич Лиров, благовидный, хотя и не слишком ловкий молодой человек, а по чину и званию своему птица невысокого полета, отстояв в пятиглавом соборе обедню, пустился по неизменному местному обычаю в объезд по всем лакейским и передним.
2. Лиров стоял у косяка дверей в переднюю, глядел во все глаза на занимательную беседу прокурора с полковником о здравии его превосходительства господина губернатора и ее превосходительства супруги его.
3. Проговорив это, Лиров встал как вкопанный и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил.
4. Лиров подошел, не помня себя, к треугольному столику, прикрытому синею измаранною ярославской салфеткой.
5. Из Стахея вышел бойкий, разбитной детина, который семнадцати годов уже по грамотной части заткнул за пояс весь Воронеж.
6. И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В. Даль)
- Объясните значение фразеологизма.
- Сейчас нам нужно вспомнить, что такое антонимы.
- Объясните фразеологизмы и соотнесите каждый фразеологизм с его фразеологизмом-антонимом. К фразеологизму-антониму дано его толкование.
Фразеологизмы-антонимы:
- Ребята, объясните фразеологизмы и соотнесите каждый фразеологизм с его фразеологизмом-синонимом.
- Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Вам нужно выбрать и подчеркнуть фразеологизмы, которыми, по вашему мнению, можно охарактеризовать волка и почему.
- Ребята, перед вами фразеологизмы, но в них закралась ошибка, вам нужно исправить эти ошибки.
- Перед вами текст, в котором скрываются фразеологизмы, попробуйте их найти и выписать.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести.
А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют... (по Э.А. Вартаньяну)
- Чему был посвящен наш урок?
- Что такое фразеологизмы?
- Что нового вы о них узнали?
Учащиеся самостоятельно оценивают себя, аргументируя свои оценки.
Домашнее задание
§ 94, 22. упр. 101.