Цель урока: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, пособы выражения подлежащего.
Задачи:
- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их.
- Кто сегодня отсутствует?
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Прямую речь и знаки препинания при прямой речи)
- Что называется прямой речью? (Прямая речь — это высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего)
Где может находиться прямая речь, и какие знаки препинания ставятся при ней.
Прямая речь может находиться:
- Запишем схемы предложений с прямой речью.
Схемы предложений с прямой речью перед словами автора
Схемы предложений с прямой речью после слов автора
Слова автора внутри прямой речи
- А сейчас мы приступаем к изучению нового материала.
- Прочитайте дневниковые записи. Определите, какие виды предложений по наличию грамматических основ в основном использует автор в своей заметке.
5 мая. Ясный, но ветреный день. Сколько в лесу у прудов соловьев? Вчера вечером бродил. Лес наш полуоткрытый. Каждый кустик убирается. На молодых березках листья уже большие и пахнут весной. Маленькие насекомые гудят в воздухе. Как хорошо в этих зеленых склонах! Все так прекрасно!
- Итак, Какова тема нашего урока? (Студенты: тема нашего урока "Простое предложение")
- А какова цель нашего урока? (Мы должны систематизировать и обобщить свои знания о простом предложении, полученные в школе)
- Верно. Откройте тетради и запишите тему нашего урока - "Простое предложение".
- Вначале дайте определение предложения.
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет или просьба)
- Предложение характеризуется интонацией и смысловой законченностью. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.
- В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.
В повествовательных предложениях содержится сообщение о том, где, что и как было.
- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?
- Приведите примеры таких предложений.
В побудительных предложениях содержится просьба, приказ, побуждение к действию. В таких предложениях чаще всего бывает только один главный член – глагол в форме повелительного наклонения.
- Часто в такое предложение вводится обращение. Приведите примеры таких предложений.
В вопросительных предложениях содержится вопрос.
- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце вопросительного предложения?
- Приведите примеры таких предложений.
По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные. Восклицательные предложения передают чувства говорящего.
В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные.
- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения?
- Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово.
- В русском языке слова в предложении не имеют закрепленного места, как, скажем, в английском или в немецком языке.
- Поэтому понятно, наверное, всем, что нет разницы, как мы скажем: "В этом году снег выпал очень поздно" или "Снег в этом году очень поздно выпал" или "Очень поздно выпал снег в этом году".
- Как можно заметить, в приведенных предложениях порядок слов не влияет на смысл высказывания и не меняет его.
- Однако и в русском языке есть порядок слов, который считается прямым, а есть обратный.
При прямом порядке слов каждый член предложения занимает свое определенное место:
Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение.
Такой порядок встречается и в устной и в письменной речи и в прозе и стихах.
1. Ловушку, ловушку обходи! (здесь говорящий хочет привлечь внимание второго человека и указать на опасность)
2. Дождь на улице, никуда я не пойду. (в данном случае, используя обратный порядок слов, говорящий подчеркивает, что, если бы не непогода, он бы пошел гулять, но дождь спутал ему все карты)
- А это уже в стихах.
3. Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Вывод: прямой порядок слов - это когда сначала пишется подлежащее, затем сказуемое, и далее остальные члены предложения - дополнения, определения, а обратный, чтобы обратить внимание читателя на слово, как бы подчеркнуть его.
Задание
- Переведите предложения с прямым порядком слов в обратный порядок.
Примеры предложений с прямым порядком слов:
Примеры предложений с обратным порядком слов:
Физминутка
По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на предложения двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом).
Например: Дорога уходит вдаль. Зимняя дорога. Холодно. Сегодня я сдала документы в техникум. Документы о среднем образовании.
Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на предложения распространенные и нераспространенные.
Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Документы приняли.
В распространенных предложениях есть второстепенные члены: В понедельник у меня приняли документы.
Главные члены предложения – основа предложения
Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы: Кто? Что?
Подлежащее должно стоять только в И.п. и подчеркивается одной чертой.
Способы выражения подлежащего
Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
А также другими частями речи в значении имени существительного.
Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Какой он? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и др.
В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями. С помощью сказуемого можно рассказать, что делает, будет делать или уже сделал предмет.
Сказуемое - такой же равноправный член предложения, как и подлежащее. Оно соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.
Чаще всего сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи и сочетаниями слов. В зависимости от того, чем выражено сказуемое в предложении, различают три типа:
Простое глагольное сказуемое обозначено глаголом изъявительного наклонения в любой грамматической форме лица и времени, а также глаголом повелительного или условного наклонения. (Работа за компьютером требует усидчивости.)
Простое глагольное сказуемое может быть выражено сложными формами глаголов будущего времени, состоящими из инфинитива "быть" в личной форме и неопределенной формы смыслового глагола. (Я буду петь песню. = Я спою песню.)
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание вспомогательного глагола, имеющего только грамматическое значение лица, времени, наклонения и пр., и смыслового глагола в форме инфинитива.
Глагол-связка выражается модальными глаголами со значением намерения, желания, способности, волеизъявления: хотеть, желать; суметь, уметь, мочь; разучиться, готовиться; намереваться, стремиться, надеяться, думать и пр.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое - это сказуемое, обозначенное глаголом-связкой в личной форме и именной частью.
В этом типе сказуемого связочным элементом является глагол "быть" в личной форме или глаголы с ослабленным лексическим значением: стать, казаться; являться, делаться; выглядеть, слыть, называться, считаться и пр.
Способы выражения сказуемого
Подлежащее и сказуемое - это грамматическая основа простого предложения
Решение тренировочных упражнений
Задание. Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, оно чем выражено.
Тест
Укажите, чем выражено сказуемое:
а) существительным;
б) прилагательным:
в) глаголом;
г) наречием;
д) глаголом + существительным;
е) глаголом + прилагательным;
ж) глаголом + наречием;
з) существительным + прилагательным;
и) фразеологизмом.
1. Вся земля была в тумане. 2. Женя ниже Романа. 3. Грамматика и математика суть наук. 4. Она вышла за моего друга замуж. 5. Утро вечера мудренее. 6. Обитатели Горюхина большею частью росту среднего. 7. Мой друг жил отшельником.
Ответы: 1-д 2–б, 3–д, 4–ж, 5–б, 6–з, 7–д.
Определите вид сказуемого:
а) простое глагольное;
б) составное глагольное;
в) составное именное.
1. Веселую песню запел соловушка. 2. Анастасия стала студентом университета. 3. Деревья начинают желтеть. 4. Он хотел дышать свежим воздухом. 5. Я долго буду ждать твоего возвращения. 6. Необработанные семена плохо всходят. 7. Она была великолепной мастерицей на все руки.
Ответы: 1-а, 2–в, 3–б, 4–б, 5–а, 6–а, 7–в.
- Какое предложение называется простым? (ответы учащихся)
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
- Что является грамматической основой предложения?
- Чем может быть выражено подлежащее?
- Чем может быть выражено сказуемое?
Домашнее задание
Упражнение 333 на стр. 170.
Написать краткое сочинение на тему "Скоро экзамен" простыми предложениями.