Открытый урок по русскому языку на тему "Простое предложение"

Цель урока: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, пособы выражения подлежащего.

Задачи:

  • систематизировать знания студентов о простом предложении;
  • учить ставить учебную задачу.

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их.
- Кто сегодня отсутствует?

Актуализация знаний и умений

- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Прямую речь и знаки препинания при прямой речи)
- Что называется прямой речью? (Прямая речь — это высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего)
Где может находиться прямая речь, и какие знаки препинания ставятся при ней.

Прямая речь может находиться:

  • перед словами автора;
  • после авторских слов;
  • слова автора внутри прямой речи.

- Запишем схемы предложений с прямой речью.

Схемы предложений с прямой речью перед словами автора

  1. "Я уже сделала домашнее задание по информатике", — сказала Аня. ("П", — а.)
  2. "Сколько можно звать тебя!" — громко воскликнула сестра. ("П!" — а.)
  3. "Неужели уже пошел дождь?" — огорчилась Настя. ("П?" — а.)

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

  1. Саша сказал своему другу Алешке: "Я отнес свой компьютер в ремонт". (А: "П".)
  2. Мама взглянула в окно и вздохнула: "Когда же закончится этот нудный дождь?" (А: "П ?")
  3. Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: "Айда на речку!" (А: "П !")

Слова автора внутри прямой речи

  1. "В нашем весеннем саду, — говорит Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако". ("П, — а, — п".)
  2. "Почему в восемь? – спросил Павел. - Ведь линейка по понедельникам начинается в восемь тридцать". ("П? – а. – П".)

Изучение нового материала

- А сейчас мы приступаем к изучению нового материала.
- Прочитайте дневниковые записи. Определите, какие виды предложений по наличию грамматических основ в основном использует автор в своей заметке.

5 мая. Ясный, но ветреный день. Сколько в лесу у прудов соловьев? Вчера вечером бродил. Лес наш полуоткрытый. Каждый кустик убирается. На молодых березках листья уже большие и пахнут весной. Маленькие насекомые гудят в воздухе. Как хорошо в этих зеленых склонах! Все так прекрасно!

- Итак, Какова тема нашего урока? (Студенты: тема нашего урока "Простое предложение")
- А какова цель нашего урока? (Мы должны систематизировать и обобщить свои знания о простом предложении, полученные в школе)
- Верно. Откройте тетради и запишите тему нашего урока - "Простое предложение".

- Вначале дайте определение предложения.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет или просьба)

- Предложение характеризуется интонацией и смысловой законченностью. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

- В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.
В повествовательных предложениях содержится сообщение о том, где, что и как было.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?
- Приведите примеры таких предложений.

  • В этом году я поступила учиться в Моздокский аграрно-промышленный техникум по специальности "Операторы ЭВМ".
  • Оператор ЭВМ – специальность по вводу и обработке информации с помощью компьютера.
  • Работа за компьютером требует усидчивости.

В побудительных предложениях содержится просьба, приказ, побуждение к действию. В таких предложениях чаще всего бывает только один главный член – глагол в форме повелительного наклонения.

- Часто в такое предложение вводится обращение. Приведите примеры таких предложений.

  • Алексей, разработай и внедри новые технологии и системы!
  • Анна, отвечай за работоспособность всей вычислительной системы!

В вопросительных предложениях содержится вопрос.
- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце вопросительного предложения?
- Приведите примеры таких предложений.

  • Тебе нравится твоя специальность?
  • Чем занимается оператор ЭВМ?
  • Имеешь ты математические и логические способности необходимые при выполнении поставленных задач?

По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные. Восклицательные предложения передают чувства говорящего.
В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные.

  • Я имею математические способности.
  • Мой сосед не обладает логическими способностями.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения?

Порядок слов в предложении

- Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово.
- В русском языке слова в предложении не имеют закрепленного места, как, скажем, в английском или в немецком языке.

- Поэтому понятно, наверное, всем, что нет разницы, как мы скажем: "В этом году снег выпал очень поздно" или "Снег в этом году очень поздно выпал" или "Очень поздно выпал снег в этом году".

- Как можно заметить, в приведенных предложениях порядок слов не влияет на смысл высказывания и не меняет его.
- Однако и в русском языке есть порядок слов, который считается прямым, а есть обратный.
При прямом порядке слов каждый член предложения занимает свое определенное место:

  • подлежащее перед сказуемым;
  • согласованное определение перед определяемым словом (весенний день);
  • несогласованное определение – после определяемого слова;
  • обстоятельство образа действия – перед сказуемым;
  • дополнение и другие виды обстоятельств – после сказуемого.

Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение.

Такой порядок встречается и в устной и в письменной речи и в прозе и стихах.

1. Ловушку, ловушку обходи! (здесь говорящий хочет привлечь внимание второго человека и указать на опасность)

2. Дождь на улице, никуда я не пойду. (в данном случае, используя обратный порядок слов, говорящий подчеркивает, что, если бы не непогода, он бы пошел гулять, но дождь спутал ему все карты)

- А это уже в стихах.

3. Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Вывод: прямой порядок слов - это когда сначала пишется подлежащее, затем сказуемое, и далее остальные члены предложения - дополнения, определения, а обратный, чтобы обратить внимание читателя на слово, как бы подчеркнуть его.

Задание

- Переведите предложения с прямым порядком слов в обратный порядок.
Примеры предложений с прямым порядком слов:

  • Собака гавкает на улице.
  • Я хочу купить новый телефон.
  • Он читает книгу в парке.
  • Мы едим пиццу в ресторане.
  • Она пишет письмо своей подруге.

Примеры предложений с обратным порядком слов:

  • На улице гавкает собака.
  • Новый телефон я хочу купить.
  • В парке книгу читает он.
  • В ресторане пиццу мы едим.
  • Своей подруге письмо она пишет.

Физминутка

Структура простого предложения

По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на предложения двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом).

Например: Дорога уходит вдаль. Зимняя дорога. Холодно. Сегодня я сдала документы в техникум. Документы о среднем образовании.

Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на предложения распространенные и нераспространенные.

Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Документы приняли.

В распространенных предложениях есть второстепенные члены: В понедельник у меня приняли документы.

Главные члены предложения – основа предложения

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы: Кто? Что?

Подлежащее должно стоять только в И.п. и подчеркивается одной чертой.

Способы выражения подлежащего

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

  • Высоко в небе сияло солнце. (сущ.)
  • Мы ехали по широкому лугу. (мест.)

А также другими частями речи в значении имени существительного.

  • Большие сидели на балконе. (прил.)
  • Присутствующие говорили о науке. (причастие)
  • Десять делится на два. (числит.)
  • Завтра не будет похоже на сегодня. (нареч.)
  • Далече грянуло ура. (междом.)
  • Учиться всегда пригодится. (неопред. форма глагола)

Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Какой он? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и др.

В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями. С помощью сказуемого можно рассказать, что делает, будет делать или уже сделал предмет.

Сказуемое - такой же равноправный член предложения, как и подлежащее. Оно соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.
Чаще всего сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи и сочетаниями слов. В зависимости от того, чем выражено сказуемое в предложении, различают три типа:

  1. простое глагольное сказуемое (ПГС);
  2. составное глагольное сказуемое (СГС);
  3. составное именное сказуемое (СИС).

Простое глагольное сказуемое обозначено глаголом изъявительного наклонения в любой грамматической форме лица и времени, а также глаголом повелительного или условного наклонения. (Работа за компьютером требует усидчивости.)

Простое глагольное сказуемое может быть выражено сложными формами глаголов будущего времени, состоящими из инфинитива "быть" в личной форме и неопределенной формы смыслового глагола. (Я буду петь песню. = Я спою песню.)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание вспомогательного глагола, имеющего только грамматическое значение лица, времени, наклонения и пр., и смыслового глагола в форме инфинитива.

Глагол-связка выражается модальными глаголами со значением намерения, желания, способности, волеизъявления: хотеть, желать; суметь, уметь, мочь; разучиться, готовиться; намереваться, стремиться, надеяться, думать и пр.

  • Я хочу пройтись по этой аллее парка.
  • На флоте наш дедушка научился хорошо готовить.
  • В итоговой игре футбольного сезона мы надеемся победить наших соперников.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое - это сказуемое, обозначенное глаголом-связкой в личной форме и именной частью.
В этом типе сказуемого связочным элементом является глагол "быть" в личной форме или глаголы с ослабленным лексическим значением: стать, казаться; являться, делаться; выглядеть, слыть, называться, считаться и пр.

  • Эта деревушка была основана переселенцами.
  • Перед нами горная дорога как змея, уползающая вверх. (имя существительное)

Способы выражения сказуемого

  • Заводь реки чиста и спокойна. (имя прилагательное)
  • Семилетняя девочка стала второй в конкурсе певцов. (числительное)
  • Юра быстро стал своим в веселой компании туристов. (местоимение)
  • Очертания берега размыты из-за сплошной стены дождя. (причастие)
  • Дел было невпроворот. (наречие)
  • Сверху наш город виден как на ладони. (фразеологизм)
  • Перед нами горная дорога как змея, уползающая вверх. (имя существительное)

Подлежащее и сказуемое - это грамматическая основа простого предложения

Закрепление материала

Решение тренировочных упражнений

Задание. Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, оно чем выражено.

  1. И вот наступило долгожданное послезавтра. (наречие)
  2. Поезд мчался в неясную даль. (сущ.)
  3. Кто не заключал таких условий со своей совестью? (мест.)
  4. Жить – Родине служить! (неопр. форма глагола)
  5. Замедленно падал пятый. (числит.)
  6. Отдыхающие расположились в домиках. (прич.)
  7. Старшие ушли купаться. (прил.)

Тест

Укажите, чем выражено сказуемое:

а) существительным;
б) прилагательным:
в) глаголом;

г) наречием;
д) глаголом + существительным;
е) глаголом + прилагательным;

ж) глаголом + наречием;
з) существительным + прилагательным;
и) фразеологизмом.

1. Вся земля была в тумане. 2. Женя ниже Романа. 3. Грамматика и математика суть наук. 4. Она вышла за моего друга замуж. 5. Утро вечера мудренее. 6. Обитатели Горюхина большею частью росту среднего. 7. Мой друг жил отшельником.

Ответы: 1-д 2–б, 3–д, 4–ж, 5–б, 6–з, 7–д.

Определите вид сказуемого:

а) простое глагольное;
б) составное глагольное;
в) составное именное.

1. Веселую песню запел соловушка. 2. Анастасия стала студентом университета. 3. Деревья начинают желтеть. 4. Он хотел дышать свежим воздухом. 5. Я долго буду ждать твоего возвращения. 6. Необработанные семена плохо всходят. 7. Она была великолепной мастерицей на все руки.

Ответы: 1-а, 2–в, 3–б, 4–б, 5–а, 6–а, 7–в.

Итог урока. Рефлексия

- Какое предложение называется простым? (ответы учащихся)
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

- Что является грамматической основой предложения?
- Чем может быть выражено подлежащее?
- Чем может быть выражено сказуемое?

Домашнее задание

Упражнение 333 на стр. 170.
Написать краткое сочинение на тему "Скоро экзамен" простыми предложениями.

Размер:
32.84 Kb
Скачали:
19