Конспект урока русского языка 8 класс "Подлежащее и способы его выражения"

Цели урока:

  • углубление представления о подлежащем как главном члене предложения;
  • развитие умения работать самостоятельно, в парах, применять знания и умения на практике;
  • осознание ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Оборудование к уроку: ПК, проектор, раздаточный материал (карточки, тексты), презентация, УМК.

Ход урока

Организационный момент

Двое ребят опаздывают на урок.
Вика: Ирина Ивановна, представляете, сейчас на перемене выполняли задание № 2 из ОГЭ, и у нас разошлись мнения. Я права.

Динар: Нет, я прав!
Машины глазки наполнены слезами от обиды.
Анютины глазки – небольшие яркие цветы.

Учитель: Ребята, давайте успокоимся. Присаживайтесь на свои места.
- Мы постараемся разобраться в этой проблеме, а пока все записываем число, классная работа.

Языковая разминка

Учитель: Люди часто делают ошибки в ударении слов. Человек, считающий себя грамотным, не допустит такого, поэтому мы с вами постоянно работаем над этим.
- В экзаменационных работах 11 класса есть задание, где нужно указать варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Жалюзи, каталог, торты, квартал, досуг, тотчас, свекла, баловать. (В это время ученик пишет на доске 2 предложения)

- Молодцы! Эти слова вы всегда будете произносить правильно!

Повторение изученного

Учитель: Итак, ребята, Динар и Вика поставили перед нами задачу: разрешить их спор – кто правильно определил подлежащее в предложении.
- Я предлагаю сегодня поработать именно над этим.
- Вспомним, что такое "Подлежащее"? (располагаем на доске)

- Молодцы! Повторили то, что знаем о подлежащем.
- А теперь предлагаю вам выбрать правильные фразы и прикрепить на доску. (По одному выходят Верные прикрепляют. Неверные – нет.

  • это главный член предложения.
  • обозначает предмет речи.
  • отвечает на вопросы кто? что?
  • выражено разными частями речи.
  • это второстепенный член предложения.
  • только существительные и местоимения могут играть роль подлежащего.
  • отвечает на вопросы когда? где? откуда?
  • ставится в том же числе, что и сказуемое.

- Подведем итог: Что знаем о подлежащем? (один читает)
- Ребята, сегодня мы говорим не только о том, как правильно находить подлежащее, но и как правильно определять, чем оно выражено.
- Так какова тема нашего урока? (3-4 чел.)

На экран тему: "Подлежащее и способы выражения подлежащего".
- Запишем в тетради тему урока.

Актуализация знаний

Исследовательская работа в парах

Учитель: В процессе следующей работы мы увидим, что способов выражения подлежащего… сколько? (много)
- Перед вами на столах лежат листочки с предложениями. Подчеркните подлежащее в каждом предложении и подпишите, чем оно выражено. (Проверяем, рассуждая, глядя на доску)

  1. Большое окно распахнуто. (Существительное в и.п.)
  2. Кто-то теряет, а кто-то находит. (Неопределенное местоимение)
  3. Большое видится на расстоянии. (Прилагательное в значении существительного)
  4. Вошедший привлек всеобщее внимание. (Причастие в значении существительного)
  5. Завтра не наступит никогда. (Наречие в значении существительного)
  6. Вдали послышалось ау. (Междометие в значении существительного)
  7. Двадцать делится на пять. (Количественное числительное)
  8. Любить – значит прощать. (Инфинитив)
  9. Не с глаголами пишется отдельно. (Частица)
  10. Прошло несколько дней. (Неделимое словосоч)
  11. Золотые руки – залог успеха. (Фразеологизм)

Учитель: Учебник Теории, стр. 205. Прочитайте и скажите, что вы узнали новое, о чем не слышали раньше.
- Обратите внимание на последний абзац. Прилагательные и причастия могут переходить в существительное. (Столовая ложка. Столовая закрыта)

Физкультминутка

- Встали все. Я читаю высказывание. Если верное, хлопаем над головой, неверное – присаживаемся на место!

  • На улице зима.
  • Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.
  • Правильно говорить надо включИм.
  • Произносить надо шинэль.
  • Историческую повесть "Капитанская дочка" написал Лермонтов.

- Сейчас возвратимся к проблеме, которая встала перед Динаром и Викой.
- Приглашаю ребят, они рассуждают о том, почему в первом предложении подлежащее "Глазки", а во втором "Анютины глазки".

Машины глазки от обиды наполнены слезами.
Анютины глазки – небольшие яркие цветы.

- Динар, ты уже поработал в паре. Наверное, сможешь найти ошибку.
- Видимо, Динар решил, что Машины глазки – это неделимое словосочетание.

- Вика, помоги.
- Делаем вывод: Подлежащее может быть выражено не только существительным, но и цельным словосочетанием.
- А теперь поработаем каждый за себя, самостоятельно.

Закрепление

На экране:

  1. По утрам Игорь нежится в кровати.
  2. Я помню чудное мгновенье.
  3. Семь – любимое число Светы.
  4. Жить – Родине служить.
  5. Смелый победит труса.
  6. Скоро наступит будущее.
  7. Светлое завтра в наших руках.
  8. Мы с другом выучили стихотворение.
  9. В роще раздавалось детское "ау".
  10. "Тоже" - это союз.

Взаимопроверка.
- У кого 10 + ? 9? 8?

Итоги урока

- Чему посвятили сегодня урок? (ответы учащихся)
- Для чего это нам нужно?
- Сегодня только познакомились, немного закрепили. На следующих уроках еще узнаем много нового и интересного.

Рефлексия

- А сейчас хочу услышать от вас что-нибудь об уроке.

- Дополните предложения:

  • Я чувствовал себя на этом уроке: на … ("5", "4", "3", "2", "1", "0")
  • Я считаю, что полученные знания пригодятся мне…
  • Мне… (понравилось, не понравилось, было трудно)
Размер:
20.38 Kb
Скачали:
9