Цели урока:
Оборудование к уроку: ПК, проектор, раздаточный материал (карточки, тексты), презентация, УМК.
Двое ребят опаздывают на урок.
Вика: Ирина Ивановна, представляете, сейчас на перемене выполняли задание № 2 из ОГЭ, и у нас разошлись мнения. Я права.
Динар: Нет, я прав!
Машины глазки наполнены слезами от обиды.
Анютины глазки – небольшие яркие цветы.
Учитель: Ребята, давайте успокоимся. Присаживайтесь на свои места.
- Мы постараемся разобраться в этой проблеме, а пока все записываем число, классная работа.
Учитель: Люди часто делают ошибки в ударении слов. Человек, считающий себя грамотным, не допустит такого, поэтому мы с вами постоянно работаем над этим.
- В экзаменационных работах 11 класса есть задание, где нужно указать варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Жалюзи, каталог, торты, квартал, досуг, тотчас, свекла, баловать. (В это время ученик пишет на доске 2 предложения)
- Молодцы! Эти слова вы всегда будете произносить правильно!
Учитель: Итак, ребята, Динар и Вика поставили перед нами задачу: разрешить их спор – кто правильно определил подлежащее в предложении.
- Я предлагаю сегодня поработать именно над этим.
- Вспомним, что такое "Подлежащее"? (располагаем на доске)
- Молодцы! Повторили то, что знаем о подлежащем.
- А теперь предлагаю вам выбрать правильные фразы и прикрепить на доску. (По одному выходят Верные прикрепляют. Неверные – нет.
- Подведем итог: Что знаем о подлежащем? (один читает)
- Ребята, сегодня мы говорим не только о том, как правильно находить подлежащее, но и как правильно определять, чем оно выражено.
- Так какова тема нашего урока? (3-4 чел.)
На экран тему: "Подлежащее и способы выражения подлежащего".
- Запишем в тетради тему урока.
Исследовательская работа в парах
Учитель: В процессе следующей работы мы увидим, что способов выражения подлежащего… сколько? (много)
- Перед вами на столах лежат листочки с предложениями. Подчеркните подлежащее в каждом предложении и подпишите, чем оно выражено. (Проверяем, рассуждая, глядя на доску)
Учитель: Учебник Теории, стр. 205. Прочитайте и скажите, что вы узнали новое, о чем не слышали раньше.
- Обратите внимание на последний абзац. Прилагательные и причастия могут переходить в существительное. (Столовая ложка. Столовая закрыта)
- Встали все. Я читаю высказывание. Если верное, хлопаем над головой, неверное – присаживаемся на место!
- Сейчас возвратимся к проблеме, которая встала перед Динаром и Викой.
- Приглашаю ребят, они рассуждают о том, почему в первом предложении подлежащее "Глазки", а во втором "Анютины глазки".
Машины глазки от обиды наполнены слезами.
Анютины глазки – небольшие яркие цветы.
- Динар, ты уже поработал в паре. Наверное, сможешь найти ошибку.
- Видимо, Динар решил, что Машины глазки – это неделимое словосочетание.
- Вика, помоги.
- Делаем вывод: Подлежащее может быть выражено не только существительным, но и цельным словосочетанием.
- А теперь поработаем каждый за себя, самостоятельно.
На экране:
Взаимопроверка.
- У кого 10 + ? 9? 8?
- Чему посвятили сегодня урок? (ответы учащихся)
- Для чего это нам нужно?
- Сегодня только познакомились, немного закрепили. На следующих уроках еще узнаем много нового и интересного.
- А сейчас хочу услышать от вас что-нибудь об уроке.
- Дополните предложения: