Конспект урока русского языка 8 класс "Безличные предложения"

Цели урока:

  • дать понятие о безличных предложениях;
  • учить находить главный член безличного предложения, определять безличные предложения, обозначающие состояние природы и человека;
  • повторить пунктуационные и орфографические правила;
  • развивать орфографическую зоркость.

Оборудование урока: учебник, презентация, компьютер.

Ход урока

Организационный момент

- Мы начали изучать односоставные предложения. Какие типы односоставных предложений вы уже знаете? (ответы учащихся)
- Давайте вспомним их.

Актуализация знаний

Лингвистическая разминка
- Выполните синтаксический разбор предложений.

  1. Какая ночь!... (Есенин) - назывное.
  2. Во время экскурсии видим много интересного. (опред-личн)

Работа по теме урока

Анализ предложений

- Записываем первую пару предложений:
Пахнет сеном над лугами. - Сено пахнет над лугами.

- Чем они отличаются?
- Какие это предложения по наличию грамматических членов? (1 - односост., 2 - двусост.)
- Давайте поработаем с 1-ым предложением. Можно ли подставить подлежащее в этом предложении?

- Действующего лица в этом предложении не только нет, но и быть не может.
- Как мы можем назвать предложения, в которых нет действующего лица?
- Правильно, безличные.

- Рассмотрим еще одну пару предложений
Зажгло грозою дерево. - Солнце словно зажгло осенний лес.

Разбор этих предложений. Приходим к выводу о том, что 1 - односоставное, безличное; 2 - двусоставное.
Просматриваем фрагменты стихотворений на слайде, обращаем внимание на безличные предложения, чем они выражены.

С вечера все спится,
На дворе темно.
(А. Фет)

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(М. Цветаева)

Комментарии

Действующих лиц в этих предложениях не только нет, но и быть не может. (Например, темнеет – от того, что я выключу свет, на улице не станет темно; светлеет - от того, что я включу свет, на улице не станет светло)

Основу составляет только один главный член:

  1. категория состояния (спится, темно);
  2. безличный глагол и неопределенная форма глагола (хочется грызть).

- Итак, все эти предложения безличные.
- Давайте сделаем словообразовательный разбор этого слова и посмотрим, от какого слова и каким способом оно образовано.

Безличный - личный - лицо (приставка - суффикс)
Упомянуть о том, что слово раньше употребляли слово "лик" и что это слово сейчас является фонетическим архаизмом. (на слайде есть определение)

- Какое из этих значений подходит нам?
- Делаем вывод: еще раз упомянуть, что значит безличные предложения.

Физминутка

- А теперь давайте посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложение. (Работа с теоретическим материалом из учебника)
- Еще раз взгляните на предложения, которые мы записали.

  1. Пахнет сеном над лугами. - Сено пахнет над лугами. (записать)
  2. Зажгло грозою дерево. - Солнце словно зажгло осенний лес.

- Важно, что в первых предложениях каждой пары нет и не может быть действующего лица, в них сказуемое выражено безличной формой личного глагола.
- Необходимо различать безличный глагол и безличную форму личного глагола. Безличный глагол не имеет личных форм, он встречается только в безличных предложениях.
- Подобные глаголы обозначают действия, происходящие сами по себе, а не производимые каким-либо лицом. (примеры на слайде: Знобит. Нездоровится. Смеркается. Холодает.)

- В безличных предложениях часто выражаются состояние природы, окружающей среды, человека, невозможность или неотвратимость действия.
- Чаще всего такие предложения распространены второстепенными членами со значением лица или окружающей среды.

Мне почему-то все время хотелось смеяться.

К вечеру резко похолодало.

Закрепление изученного материала

Раздать карточки с текстом:

Какое сырое утро!

За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черемух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.

Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать. Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу еще маленько, чуть - чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
(По В.П. Астафьеву)

Работа с текстом воспитательного характера

- Вы видите в этом тексте преодоление себя? (т.е. что мы проявляем?)
- В каких моментах вам приходится проявлять силу воли?

Это нужное качество, так ведь нет слова не хочу, есть слово надо. Надо уметь себя побороть, делать не только, что хочется, но и то, что надо. Т.е. мы воспитываем свой характер, развиваем самодисциплину, самоорганизованность.

Задание:

Найти односоставные безличные предложения. Подчеркнуть сказуемые и указать, чем они выражены.
Рассмотреть способы выражения сказуемого в безличных предложениях. (на слайде)

  1. Личным глаголом в значении безличного. Каплет с черемух.
  2. Словом категории состояния на – о (окружающей среды или человека). За окном мутно.
  3. Возвратным глаголом в безличном значении. Мне не хочется работать.
  4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно, нельзя). Надо вставать. Встать.

Рефлексия

- Назовите 2 самых важных момента, которые вы сегодня узнали на уроке.
- Где вы можете применить полученные знания?
- Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответы?

Домашнее задание

§ 35, упр. 199.

Размер:
17.02 Kb
Скачали:
2