Цели урока:
Оборудование урока: учебник, презентация, компьютер.
- Мы начали изучать односоставные предложения. Какие типы односоставных предложений вы уже знаете? (ответы учащихся)
- Давайте вспомним их.
Лингвистическая разминка
- Выполните синтаксический разбор предложений.
Анализ предложений
- Записываем первую пару предложений:
Пахнет сеном над лугами. - Сено пахнет над лугами.
- Чем они отличаются?
- Какие это предложения по наличию грамматических членов? (1 - односост., 2 - двусост.)
- Давайте поработаем с 1-ым предложением. Можно ли подставить подлежащее в этом предложении?
- Действующего лица в этом предложении не только нет, но и быть не может.
- Как мы можем назвать предложения, в которых нет действующего лица?
- Правильно, безличные.
- Рассмотрим еще одну пару предложений
Зажгло грозою дерево. - Солнце словно зажгло осенний лес.
Разбор этих предложений. Приходим к выводу о том, что 1 - односоставное, безличное; 2 - двусоставное.
Просматриваем фрагменты стихотворений на слайде, обращаем внимание на безличные предложения, чем они выражены.
С вечера все спится,
На дворе темно.
(А. Фет)
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(М. Цветаева)
Комментарии
Действующих лиц в этих предложениях не только нет, но и быть не может. (Например, темнеет – от того, что я выключу свет, на улице не станет темно; светлеет - от того, что я включу свет, на улице не станет светло)
Основу составляет только один главный член:
- Итак, все эти предложения безличные.
- Давайте сделаем словообразовательный разбор этого слова и посмотрим, от какого слова и каким способом оно образовано.
Безличный - личный - лицо (приставка - суффикс)
Упомянуть о том, что слово раньше употребляли слово "лик" и что это слово сейчас является фонетическим архаизмом. (на слайде есть определение)
- Какое из этих значений подходит нам?
- Делаем вывод: еще раз упомянуть, что значит безличные предложения.
Физминутка
- А теперь давайте посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложение. (Работа с теоретическим материалом из учебника)
- Еще раз взгляните на предложения, которые мы записали.
- Важно, что в первых предложениях каждой пары нет и не может быть действующего лица, в них сказуемое выражено безличной формой личного глагола.
- Необходимо различать безличный глагол и безличную форму личного глагола. Безличный глагол не имеет личных форм, он встречается только в безличных предложениях.
- Подобные глаголы обозначают действия, происходящие сами по себе, а не производимые каким-либо лицом. (примеры на слайде: Знобит. Нездоровится. Смеркается. Холодает.)
- В безличных предложениях часто выражаются состояние природы, окружающей среды, человека, невозможность или неотвратимость действия.
- Чаще всего такие предложения распространены второстепенными членами со значением лица или окружающей среды.
Мне почему-то все время хотелось смеяться.
К вечеру резко похолодало.
Раздать карточки с текстом:
Какое сырое утро!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черемух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать. Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу еще маленько, чуть - чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
(По В.П. Астафьеву)
Работа с текстом воспитательного характера
- Вы видите в этом тексте преодоление себя? (т.е. что мы проявляем?)
- В каких моментах вам приходится проявлять силу воли?
Это нужное качество, так ведь нет слова не хочу, есть слово надо. Надо уметь себя побороть, делать не только, что хочется, но и то, что надо. Т.е. мы воспитываем свой характер, развиваем самодисциплину, самоорганизованность.
Задание:
Найти односоставные безличные предложения. Подчеркнуть сказуемые и указать, чем они выражены.
Рассмотреть способы выражения сказуемого в безличных предложениях. (на слайде)
- Назовите 2 самых важных момента, которые вы сегодня узнали на уроке.
- Где вы можете применить полученные знания?
- Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответы?
Домашнее задание
§ 35, упр. 199.