Конспект урока "Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных соединительными и разделительными союзами"

Цели урока:

  • повторение классификации сочинительных союзов;
  • формирование представления об отношениях, выражаемых между однородными членами благодаря союзам;
  • ознакомление с правилом пунктуационного оформления однородных членов, связанных с помощью соединительных и разделительных союзов.

Задачи:

  • создать условия для развития пунктуационной зоркости;
  • содействовать воспитанию у учащихся творческого отношения к слову.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания:

Упр. 245, с. 138 (устно)

Игра "Составь пример"

  • Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос? (1)
  • Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову? (1)
  • Однородные члены являются разными членами предложения? (0)
  • Однородными членами могут быть только второстепенные члены предложения? (0)
  • Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи? (1)
  • Повторяющиеся слова являются однородными членами? (0)

1+1+0+0+1+0= 3

2. Упр. 244, с. 138
Найдите и исправьте ошибки в предложениях. При необходимости переконструируйте предложения. Запишите, объясните свое решение.

Изучение нового материала

Работа с предложениями на доске
Запишите предложения и объясните постановку знаков препинания в них:

1) В его голосе звучала сила и молодость.
2) Человек, оставшись в лесу один, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или сшибает палкой сухие листья.

- На какие две группы делятся все союзы?
- Какие союзы представлены на доске?

2. Рассмотрите таблицу, представленную в упр. 246, с. 139
3. Рассмотрите таблицу, представленную в упр. 247, с. 139-140
4. Ознакомление с теоретическим материалом о на с.141
Физкультминутка

Систематизация знаний 

Работа над синтаксической и пунктуационной нормой
1. Упр. 252 (2), с. 143-144 (устно)
Прочитайте предложения с фразеологизмами.
- Нужно ли ставить запятые в устойчивых оборотах, содержащих повторяющиеся
союзы?

2. Упр. 148, с. 1410142 (по вариантам: 1в – 1,3; 2в – 2,4)
а) Спишите предложения, соединив попарно с помощью союзов однородные члены.
б) Прочитайте записанные предложения, соблюдая правильную интонацию.

3. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений:

а) Либо ты пойдешь с нами в кино, либо останешься дома.
б) Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.
в) На улице то ли дождь, то ли град, то ли снег.
г) Казалось, вечерней работе не будет ни конца ни края.

Подведение итогов урока. Рефлексия

- На какие группы делятся сочинительные союзы?
- В каких случаях запятая между однородными членами ставится?

- Что интересного вы узнали на уроке?
- Довольны ли вы своей работой?

Домашнее задание: § 31, упр. 254, 252 (выучить устойчивые обороты)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!