Цели и задачи урока:
Планируемые результаты:
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Все готовы к работе?
- Ребята, начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем здоровья и чудесного настроения, а также плодотворной работы.
- Посмотрите внимательно в рабочие листы, определим этапы нашего урока, за которые вы будете выставлять оценку, а средняя будет вашей оценкой за урок. Зачитаем их.
2. Словарная работа
- Работа будет в виде распределительного диктанта "Кто самый грамотный?".
- Прочитаем задание: распределите в первый столбик словосочетания с предлогами, во второй - с союзами, а в третий – словосочетания, где нет ни предлогов, ни союзов, но есть какая-то другая часть речи, с которой нам предстоит начать знакомство на уроке.
Учащиеся распределяют слова в виде таблицы, комментируют свой выбор, объясняют орфограммы в словах. (у доски работают 3 ученика)
Учитель: Вспомним, для чего служат предлоги?
- Для чего служат союзы?
- Как вы думаете, в третью колонку мы записали словосочетания с какой новой, пока не изученной частью речи?(Частица) Прочитайте их. (пусть, давайте, не). Выделим ее в треугольник.
- Оцените свои работы и поставьте себе оценку в маршрутный лист.
- Сформулируем и запишем тему урока "Частица как часть речи".
- Какая это часть речи? Самостоятельная или служебная?
- Сможем сразу ответить на этот вопрос? Приведем доказательства.
- На какие вопросы для этого ответим?
- Что такое частица?
- Какова роль частиц в предложении и в речи?
- Имеет ли частица грамматические признаки?
- Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?
3. Работа по теме урока
- К чему мы с вами обратимся, чтобы получить доказательства?
- Откроем учебник на стр. 164, прочитаем информацию под стрелочкой и выясним, какова роль частицы в речи.
Исследование роли частиц. Работа в паре
Задание: прочитайте и запишите предложения. Сравните их.
В каком предложении и при помощи какого слова выражен дополнительный оттенок значения? Обведите его в треугольник. Надпишите часть речи. Сделайте вывод, какова роль частицы в предложении?
Мы восхищаемся друг другом.
Разве мы восхищаемся друг другом?
Мы не восхищаемся друг другом.
Составьте схему
4. Физкультминутка
- Если я называю союзы, то шагаем на месте, если - предлоги, то приседаем, если частицы - хлопаем в ладоши:
Чтобы, впоследствии, пусть, не, для того чтобы, из-под, давай, в течение.
- А теперь прочитаем правило в учебнике стр. 164. (жужжащее чтение)
Подготовьте рассуждение о частице как части речи, выбрав верные слова из скобок и дописав утверждения.
Частица - (самостоятельная или служебная) часть речи.
Во-первых, (имеет или не имеет) грамматического значения и к ней (нельзя, можно) поставить вопрос.
Во-вторых, она (не, ?) изменяется и (не, ?) является членом предложения.
Во-третьих, вносит в предложение ... и образует...
Итак, мы доказали, что частица - это ... часть речи.
5. Закрепление темы
Учитель: В словарной работе мы встретились со словом "комплимент". Ребята, к сожалению, мы очень редко говорим друзьям комплименты. А вот почему их надо говорить как можно чаще? На этот вопрос мы найдем ответ в тексте песни знаменитого поэта-барда 20 века Б.Ш. Окуджавы.
- Слушаем, читаем вместе с поэтом и запоминаем слова песни. Найдите в тексте частицы. Обведите их в треугольник. (Работа с текстом песни Б.Ш. Окуджавы "Пожелание друзьям)
Словарная работа распределительный диктант "Кто самый грамотный?"
6. Рефлексия
За работу на уроке я ставлю себе оценку ...
Потому что...