Групповое занятие по русскому языку 8 класс: Изложение с использованием изобразительных средств языка

Цели:
- развивать речь учащихся, совершенствовать умения работать с текстом:
- определять стиль, тип речи, выделять языковые средства;
- развивать общеучебные умения и навыки;
- воспитывать внимательное отношение к языку, интерес к чтению.

Задачи:
Знать: основные понятия текста; изобразительные средства языка.
Уметь: анализировать текст; определять стиль и тип речи; выделять языковые средства

Ход  занятия

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Не волнуйтесь. Если сказать по секрету, то я тоже волнуюсь. Это нормально: всякий раз, когда мы ждём гостей – мы переживаем, готовимся. И сегодня мы подготовились. Думаю, что наши гости увидят, как вы хорошо умеем работать. Для этого у вас есть всё необходимое на партах  и в багаже знаний и умений. 

II. Сообщение темы и определение целей занятия. Слайд №1.

- Работа с эпиграфом.

- Определите, какие вопросы нам необходимо решить сегодня.

Слайд №2. «Знания и умения». 

III. Актуализация знаний.

1. Разминка. Упражнение на формирование умений определять тип и стили речи.

1. Прочитайте этот «псевдотекст». Определите границы текстов.

Я пошёл посмотреть на цветы. Цветковые растения, покрытосеменные, относятся к отделу высших растений, имеющих цветок. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Семязачатки (семяпочки) заключены в полость завязи пестика. Цветок является органом размножения покрытосеменных растений. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветов, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. В цветке происходит опыление, оплодотворение, развитие зародыша, образование плода с семенами. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. На оси цветка – цветоложе – располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и плодолистики. У некоторых растений цветоложе участвует в образовании плодов (ежевика, малина, лотос). А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона. На цветоножке – участки побега между кроющим листом и цветком – часто (но не всегда) имеются прицветники. 

Ключ (в полной версии документа) 

2. Самостоятельная работа в парах. 1 уч-ся – консультант.

а) Работа с текстами

№1. Прочитайте текст.

Вы когда (нибудь) вид..ли город в тумане  Это очень кр..сиво! Или ты идёш.. в тумане по дороге где (нибудь) в деревне. И вдруг из тумана выезжа..т лошадь запряжё(н,нн)ая в телегу. Но ты пока видиш.. только одну лошадь а телегу уже потом... и всего видиш.. только часть, это очень интересно. И смешно. Но как кр..сиво! Это потому, что туман всё старается спрятать а показывая вещи и стр..ения, словно бы дразнит..ся, словно бы поиграть решил с нами в прятки. Вот какая уд..вительная вещ.. – туман!  (По Ю. Коринцу)

2. Докажите, что это текст.

3. Определите стиль и тип речи. 

№2. Прочитайте текст.

Помню что я был бе…конечно счас…ливусаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. Счас…лив и просветлён. Книга делала чудо: она разг…варивала со мной разными гол…сами детей и взрослых. Я чу…ствовал, как подо мной п…качивается палуба белоснежного пар…хода, видел всплески огромных рыб в т…жёлых струях реки. Я слышал мета…ический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё(таки)с трубкой в зубах.

Бу…то волшебная власть ун…сила меня в другое пр…странство и время и раскрывались безмерные дали ра…тупались облачные небеса. (По А. Лиханову) 

2. Докажите, что это текст.                                       

3. Определите стиль и тип речи. 

№3. Прочитайте текст.

Глубок..й зимой, часов в десять-оди(н,нн)адцать, на соверше(н,нн)о безобл..чном небе вдруг расцв..ла радуга. Она обоими концами к..салась г..ризонта  была (не)обыкновенно ярка и имела в ш..рину градусов сорок пять. Под ней, такой же яркой, изг..балась другая радуга  но несколько слабее цветом, а дальше третья четвёртая пятая, и всё бледнее и бледнее – какой (то) сказочный (семи)цветный коридор. Это продолжалось минут пятнадцать. Потом радуги растаяли, наб..жали мгновенно, бог знает откуда, тучи, и повалил сплошной сн..жище. (По А. Куприну)

2. Докажите, что это текст.

3. Определите стиль и тип речи.

б) Развитие грамматического слуха. Подготовка к экзамену

1 уч-ся из пары читает, 2-й объясняет, все на слух проверяют – взаимопроверка. 

IV. Повторение. Расширение знаний.

- Признаки художественного стиля.

- Перечислите выразительные средства языка.

- Работа по таблице «Приёмы художественной выразительности»

- Дополните таблицу во время просмотра презентации.

Реализация добровольного д/з – компьютерная презентация. 

Практическая работа.

- Анализ текста с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств.

- Каким языком  Константин Паустовский описывает творчество Пришвина?

Текст представлен  в полной версии документа  

V. Подведение итогов. Карточка самоконтроля.

Текст И. Соколов-Микитов 

1. В каком из перечисленных предложений содержится главная мысль текста?

1) Как хорош зимний рассвет.

2) Как хороши зимою лесные озерки.

3) Как хорош зимний рассвет.

4) Хороши, чисты русские снежные зимы. 

2. Какая характеристика соответствует тексту?

1) художественный текст, повествование

2) художественный текст, описание

3) художественный текст, описание с элементами рассуждения

4) разговорная речь, описание 

3. Какие особенности характерны для текста?

1) употребление метафоры

2) употребление эпитетов

3) употребление терминов

4) употребление фразеологизмов 

4.  Какие изменения произойдут в предложении «В Млечном Пути распростёр свои крылья Лебедь – большое созвездие», если словосочетание «большое созвездие» убрать из предложения?

1) изменится смысл предложения

2) изменится стилистический оттенок предложения

3) изменится пунктуация

4) изменится смысл слов 

VI. Рефлексия

- Вернёмся к эпиграфу. Вспомним текст «Есть ли у книги будущее?»

- Как бы вы  ответили на этот вопрос?

- Нужно ли читать?

- Зачем нужен компьютер? Может ли он заменить книгу? 

VII. Д/з. Подготовить тексты для анализа. См. виды заданий для  анализа. 

1. Напишите, с помощью каких лексических и синтаксических языковых средств создаётся поэтическое настроение текста.

2. Объясните, с помощью каких языковых средств автор добивается эмоциональности и поэтичности описания.

3. Подчеркните сочетания слов, придающих тексту поэтичность, образность.

4. Напишите, какие образные средства языка (тропы) использует автор для описания (передачи)...

5. Перечислите образные языковые средства, которые использованы в данном отрывке.

6. С помощью каких языковых средств автор точно передаёт настроение радости (грусти, печали, восторга)?

7. Выделите эпитеты (метафоры, сравнения, олицетворения).

8. Объясните роль риторических вопросов (риторических восклицаний) в этом тексте.

9. Объясните, какими изобразительными языковыми средствами достигается комический эффект в тексте.

Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже

Размер:
51.49 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: русский язык, 8 класс