Курс: «На пути к ГИА: информационная переработка текста» в 8 классе
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Содержание курса
Тематическое планирование по дисциплине
Календарно-тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
Пояснительная записка
Государственная итоговая аттестация по русскому языку, которая представляет собой важную ступеньку на пути к ЕГЭ, за годы проведения её в режиме эксперимента уже показала достаточную эффективность и как инструмент диагностики учебных достижений девятиклассников, и как средство прогнозирования приоритетов в обучении русскому языку в основной школе.
Анализ результатов экзамена выявил серьезные проблемы в обучении русскому литературному языку. Во-первых, это значительный разрыв между освоением теоретической базы и формированием практических навыков учащихся. Во-вторых, это недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие систематической практики в анализе языковых явлений речевого произведения. Во многих работах выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Все эти проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи выпускников основной школы.
Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач курса по выбору: «На пути к ГИА: информационная переработка текста».
Курс ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2011 года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;
- подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
- овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;
- овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Содержание курса (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Цели и задачи курса. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной итоговой аттестации.
Учащиеся должны знать:
- структуру и содержание контрольно-измерительных материалов.
Учащиеся должны уметь:
- учиться работать с КИМами, бланками ответов по русскому языку.
Основные термины по разделу:
Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк ответов. Сжатое изложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. Сочинение-рассуждение на основе текста.
Обучение сжатому изложению (9 ч.)
Содержательные приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Свертывание исходной информации.
Языковые приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
Речевое оформление изложения. Смысловая цельность, связность и последовательность.
Учащиеся должны знать:
- технологию написания сжатого изложения;
- приемы компрессии текста.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять информационную обработку текста;
- отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.
Основные термины по разделу:
Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Макротемы. Абзацное членение. Критерии оценивания сжатого изложения.
Комплексный анализ текста (14 ч.)
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Функционально-смысловые типы речи, их признаки.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Извлечение информации из различных источников.
Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова.
Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. употребление ъ и ь. Слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква.
Грамматика. Синтаксис.
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение.
Правописание. Пунктуация.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Учащиеся должны знать:
- основные признаки текста;
- особенности основных функционально-смысловых типов речи;
- основные признаки стилей речи;
- основные изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты;
- основные понятия и термины лексики и фразеологии;
- названия и особенности основных морфем русского языка;
- основные способы образования слов в русском языке;
- предмет изучения орфографии и алгоритм применения орфографических правил;
- синтаксические правила и пунктуационные нормы.
Учащиеся должны уметь:
- определять функционально-смысловые типы речи;
- определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать собственное мнение;
- находить в тексте изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в создании художественного образа;
- находить в предложенных текстах лексические понятия и определять их роль;
- находить значимые части слова и выполнять морфологический разбор;
- определять способ словообразования и выполнять словообразовательный разбор;
- узнавать и осознавать в слове орфограмму, определять условия выбора верного написания и правильно писать слово;
- объяснять общие случаи постановки знаков препинания;
- анализировать строение и значение словосочетаний, выполнять разбор словосочетаний;
- характеризовать предложение.
Основные термины по разделу:
Текст. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, комбинированный текст.
Стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Изобразительно-выразительные средства языка (тропы): метафора, олицетворение, эпитет, фразеологизм, сравнение, гипербола, лексический повтор.
Слово. Лексическое значение. Прямое и переносное значение. Многозначность. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика исконно русская и заимствованная. Диалектизмы. профессионализмы. Жаргонизмы.
Фразеология.
Морфемика. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Основные способы словообразования. Формообразование.
Орфография. Орфограммы.
Синтаксис. Словосочетание.
Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Типы предложений по количеству грамматических основ. Предложения распространенные и нераспространенные. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания: разделительные, выделительные и соединительные.
Создание текста на заданную тему в соответствии
с функционально-смысловым типом речи (9 ч)
Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Учащиеся должны знать:
- структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
Учащиеся должны уметь:
- писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи.
Основные термины по разделу:
Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания.
Подведение итогов (1 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
||||
Теоретическое обучение, ч. |
Практическая работа, ч. |
Контрольная работа, ч. |
Самостоятельная работа, ч. |
||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
|
2 |
Обучение сжатому изложению |
9 |
7 |
1 |
|
1 |
|
3 |
Комплексный анализ текста |
14 |
10 |
2 |
|
2 |
|
4 |
Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи |
9 |
4 |
2 |
3 |
|
|
5 |
Подведение итогов |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Итого |
34 |
23 |
5 |
3 |
3 |
|
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
Дата проведения занятия |
||
Практическая работа, ч. |
Контрольная работа, ч. |
Самостоятельная работа, ч. |
||||
1 |
Введение |
1 |
|
|
|
|
1.1 |
Цели и задачи курса |
1 |
|
|
|
|
2 |
Обучение сжатому изложению |
9 |
1 |
|
1 |
|
2.1 |
Главная и второстепенная информация текста |
1 |
|
|
|
|
2.2 |
Главная и второстепенная информация текста |
1 |
|
|
0,5 |
|
2.3 |
Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение |
1 |
|
|
|
|
2.4 |
Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение |
1 |
|
|
|
|
2.5 |
Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение |
1 |
|
|
0,5 |
|
2.6 |
Речевое оформление изложения |
1 |
|
|
|
|
2.7 |
Критерии оценивания сжатого изложения |
1 |
|
|
|
|
2.8 |
Практикум по написанию сжатого изложения |
1 |
|
|
|
|
2.9 |
Практикум по написанию сжатого изложения |
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Комплексный анализ текста |
14 |
2 |
|
2 |
|
3.1 |
Текст как продукт речевой деятельности |
1 |
|
|
|
|
3.2 |
Функционально-смысловые типы речи |
1 |
|
|
0,5 |
|
3.3 |
Извлечение информации из различных источников |
1 |
|
|
|
|
3.4 |
Выразительные средства русской речи |
1 |
|
|
|
|
3.5 |
Выразительные средства русской речи |
1 |
1 |
|
|
|
3.6 |
Лексика и фразеология |
1 |
|
|
|
|
3.7 |
Морфемика и словообразование |
1 |
|
|
|
|
3.8 |
Правописание. Орфография |
1 |
|
|
|
|
3.9 |
Правописание. Орфография |
1 |
|
|
0,5 |
|
3.10 |
Грамматика. Синтаксис |
1 |
|
|
|
|
3.11 |
Грамматика. Синтаксис |
1 |
|
|
0,5 |
|
3.12 |
Правописание. Пунктуация |
1 |
|
|
|
|
3.13 |
Правописание. Пунктуация |
1 |
|
|
0,5 |
|
3.14 |
Синтаксический и пунктуационный анализ |
1 |
1 |
|
|
|
4 |
Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи |
9 |
2 |
3 |
|
|
4.1 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
1 |
|
|
|
|
4.2 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
1 |
|
|
|
|
4.3 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
1 |
1 |
|
|
|
4.4 |
Сочинение-рассуждение на основе текста |
1 |
|
|
|
|
4.5 |
Сочинение-рассуждение на основе текста |
1 |
|
|
|
|
4.6 |
Сочинение-рассуждение на основе текста |
1 |
1 |
|
|
|
4.7 |
Контрольный тест по курсу |
1 |
|
1 |
|
|
4.8 |
Контрольный тест по курсу |
1 |
|
1 |
|
|
4.9 |
Контрольный тест по курсу |
1 |
|
1 |
|
|
5 |
Подведение итогов |
1 |
|
|
|
|
5.1 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
|
|
Итого |
34 |
5 |
3 |
3 |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;
- технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;
- функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;
- структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
уметь
- анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- использовать основные приемы информационной переработки текста;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- осуществлять речевой самоконтроль.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной итоговой аттестации по русскому языку.
2. Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ГИА, 9 класс. – М.: Астрель, 2010
3. Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.
4. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Русский язык: ЕГЭ-2010: реальные задания. – М., 2010
5. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
6. Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.
7. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
8. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в школе, 2009, №3.
9. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005.