В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
- Календарно-тематический план
- Содержание тем учебного курса
- Формы и средства контроля (все тесты и диктанты)
- Перечень учебно-методического обеспечения
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008).
В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что доминирующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания русского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.
Цели обучения русскому языку
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Преподавание русского языка в IX классе направлено на достижение следующих целей; обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 105 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся IX класса основной школы».
Раздел II. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
Чтение:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
Говорение:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
Письмо:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
Текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
Фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
Лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
Морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
Орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
Синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе:
Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008 год
Базовый учебник: Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2009.
Количество часов в неделю – 2
Контрольные диктанты – 1
Контрольные сочинения – 2
Контрольные изложения – 2
Контрольное тестирование - 2
№ п/п |
Тема урока |
Часы учебного времени |
Сроки проведения |
Примечание |
I четверть |
||||
Общие сведения о языке (2 часа) |
||||
1 |
Международное значение русского языка. |
1 час |
|
|
2 |
Понятие о литературном языке. Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка. |
1 час |
|
|
Повторение изученного в 5-8 классах (6 часов) |
||||
3 |
Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. |
1 час |
|
|
4 |
Р.Р. Стили языка. |
1 часа |
|
|
5 |
Стартовая контрольная работа (диктант) |
1 час |
|
|
6 |
Простое предложение и его грамматическая основа. |
1 час |
|
|
7 |
Предложения с обособленными членами |
1 час |
|
|
8 |
Обращение, водные слова и вставные конструкции. |
1 час |
|
|
Сложное предложение |
||||
9 |
Понятие о сложном предложении. |
1 час |
|
|
10 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения. |
1 час |
|
|
11 |
Р.Р. Сочинение в форме дневниковой записи (упр.52). |
1 час |
|
|
12 |
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения |
1 час |
|
|
Сложносочинённое предложение (8 часов) |
||||
13 |
Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. |
1 час |
|
|
14-15 |
Сложносочинённые предложения с союзами (сочинительными, противительными, разделительными) |
2 часа |
|
|
16 |
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. |
1 час |
|
|
17-18 |
Р.Р. Контрольное сочинение публицистического характера по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» (упр.74) |
2 часа |
|
|
II четверть |
||||
19 |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. |
1 час |
|
|
20 |
Повторение изученного по теме: «Сложносочинённое предложение». Проверочное тестирование по теме. |
1 час |
|
|
Сложноподчинённое предложение (24 часа) |
||||
21 |
Понятие о сложноподчиненном предложении. |
1 час |
|
|
22 |
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
1 час |
|
|
23 |
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. |
1 час |
|
|
24 |
Р.Р. Сочинение – отзыв (по картине И. Тихого «Аисты») упр. 92 |
1 час |
|
|
25 |
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении |
1 час |
|
|
26-27 |
Р.Р. Контрольное лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи. |
2 часа |
|
|
28-29 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. |
2 часа |
|
|
30-31 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными |
2 часа |
|
|
III четверть |
||||
32-33 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места |
2 час |
|
|
34-35 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия |
2 часа |
|
|
36-37 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения |
2 часа |
|
|
38 |
Р.Р.Контрольное сочинение по данному началу (на основе картины В.П. Фельдмана «Родина») упр.166 (или сочинение – рассуждение о природе родного края, о Родине) |
1 час |
|
|
39 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» |
|
|
|
40-41 |
Сложноподчинённые предложения с нескольким придаточными; знаки препинания при них. Сообщение о происхождении псевдонима. |
2 часа |
|
|
42 |
Синтаксический и пункционный разбор сложноподчинённого предложения. |
1 час |
|
|
43 |
Контрольное тестирование по теме: «Виды придаточных предложений» |
1 час |
|
|
44 |
Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. Реферат. |
1 час |
|
|
Бессоюзное сложное предложение (9 часов) |
||||
45 |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП |
1 час |
|
|
46 |
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. |
1 час |
|
|
47-48 |
Р.Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. |
2 часа |
|
|
49 |
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. |
1 час |
|
|
50 |
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. |
1 час |
|
|
IV четверть |
||||
51 |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП |
1 час |
|
|
52 |
Повторение изученного по теме: «Бессоюзное сложное предложение». |
1 час |
|
|
53 |
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме: «Бессоюзное сложное предложение». |
1 час |
|
|
Сложные предложения с различными видами связи (7 часов) |
||||
54-55 |
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. |
2 часа |
|
|
56 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
1 час |
|
|
57 |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. |
1 час |
|
|
58 |
Контрольное изложение с элементами сочинения |
1 час |
|
|
59 |
Повторение изученного материала по теме: «Сложные предложения с различными видами связи». |
1 час |
|
|
60 |
Контрольное тестирование по теме: «Сложное предложение. Виды сложных предложений» |
1 час |
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (8 часов) |
||||
61 |
Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические. |
1 час |
|
|
62-63 |
Язык художественной литературы. |
2 часа |
|
|
64 |
Фонетика и графика |
1 час |
|
|
65 |
Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование |
1 час |
|
|
66 |
Морфология |
1 час |
|
|
67 |
Синтаксис. Орфография. Пунктуация |
1 час |
|
|
68 |
Р.Р. Изложение с элементами сочинения |
1 час |
|
|
Скачать полную версию