Программа представлена на 27 печатных листах.
Количество часов всего 170 ч.
Планирование составлено на основе Программы основного общего образования по русскому языку/ М.Т.Баранов, Т.А.Лыдыженская, Н.М.Шанский.
Учебник: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Т.А.Тростенцова и др.; науч. Редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
Содержание программы
Календарно – тематическое планирование
Пояснительная записка
Назначение программы:
- улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
- реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержательные линии предмета.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
- Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Цели обучения русскому языку.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности.
- формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
2. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
3. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
- Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- Формирование общеучебных умений – работа скнигой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
- Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Принцип построения -концентрический
Специфика предмета.
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений , речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания ( как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник
Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2009.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литература, использованная при подготовке программы
3. Образовательные диски
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
№ |
Разделы, темы. |
Кол-во часов. |
Основное содержание. |
1. |
Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
|
2. |
Повторение изученного в 5-6 классах.
|
13+3 |
Синтаксис. Словосочетание и предложение. 1 Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор. 1 Лексика и фразеология. 1 Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. 2 Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. 2 Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. 3 Подготовка к контрольному диктанту. 1 Контрольный диктант «Повторение изученного в 5 -6 классах» 1 Анализ контрольного диктанта (работа над ошибками). 1 Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью». 1 Текст. 1 Стили литературного языка. 1 |
3. |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие.
|
27+9 |
Причастие как часть речи. 1 Публицистический стиль. 1 Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 2 Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. 2 . Описание внешности человека. Сочинение-описание по картине В.И.Хараброва «Портрет Милы» 2 Действительные и страдательные причастия. 1 Краткие и полные страдательные причастия. 1 Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. 1 Действительные причастия прошедшего времени. 2 Изложение 2 Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. 1 Страдательные причастия прошедшего времени 1 Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. 1 Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. 3 Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. 1 Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте. 1 Выборочное изложение. 2 Морфологический разбор причастия. 1 Контрольный диктант. 1 Анализ контрольного диктанта (работа над ошибками). 1 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 2 Буквы е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. 1 Сочинение по личным наблюдениям (упр. 145-146). 1 Повторение по теме «Причастие» 2 Контрольный диктант по теме «Причастие». 1 Анализ контрольного диктанта (работа над ошибками). 1 |
4. |
Деепричастие. |
10+ 2 |
Деепричастие как часть речи.1 Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. 2 Раздельное написание НЕ с деепричастиями. 1 Деепричастия несовершенного вида. 1 Деепричастия совершенного вида. 1 Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» 2 Морфологический разбор деепричастия. 1 Повторение по теме «Деепричастие» 1 Контрольный диктант по теме «Деепричастие» 1 Анализ контрольного диктанта (работа над ошибками). 1 |
5. |
Наречие. |
23+6 |
Наречие как часть речи. 1 Смысловые группы наречий. 1 Степени сравнения наречий. 2 Морфологический разбор наречий. 1 Р.Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег» 2 Сочинение-рассуждение. 1 Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и-е 2 Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. 1 Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е. 1 Контрольный диктант. 1 Описание действия. 1 Буквы о и е после шипящих на конце наречий. 1 Буквы о и а на конце наречий. 2 Дефис между частями слова в наречиях. 2 Подробное изложение с элементами сочинения 2 Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных, прилагательных и количественных числительных. 2 Мягкий знак после шипящих на конце наречий. 1 Повторение по теме «Наречие». 2 Практическая работа по теме «Наречие». 1 Контрольный диктант по теме «Наречие» 1 Анализ контрольного диктанта (работа над ошибками). 1 |
6. |
Категория состояния. |
4+ 2 |
Категория состояния как часть речи. 1 Категория состояния и другие части речи. 1 Употребление слов категории состояния в художественной речи. 1 Морфологический разбор категории состояния. 1 Сжатое изложение с описанием состояния природы 1 Подготовка к сочинению на лингвистическую тему 1 |
7. |
Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
Самостоятельные и служебные части речи. 1 |
8. |
Предлог. |
10+1 |
Предлог как часть речи. 1 Употребление предлогов. 1 Непроизводные и производные предлоги. 1 Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. 2 Сочинение 1 Слитное и раздельное написание предлогов 2 Повторение по теме «Предлог». 1 Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов». 2 |
9. |
Союз. |
15+4 |
Союз как часть речи. 1 Союзы простые и составные 1 Союзы сочинительные и подчинительные. 1 Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи. 2 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. 1 Сочинительные союзы 2 Подчинительные союзы. 1 Морфологический разбор союза. 1 Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» 2 Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. 2 Обобщающий урок по теме «Союз» 1 Контрольные уроки по темам «Предлог» и «Союз». 2 Контрольный диктант по теме «Союз» и «Предлог». 1 Анализ контрольного диктанта (работа над ошибками). 1 |
10. |
Частица.
|
16+4 |
Частица как часть речи. 1 Разряды частиц. Формообразующие частицы 1 Смысловые частицы 2 Раздельное и дефисное написание частиц 1 . Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» 2 Морфологический разбор частиц 1 Отрицательные частицы НЕ и НИ. 2 Различение частицы НЕ и приставки НЕ-. 1 Практическая работа « Различение частицы НЕ и приставки НЕ». 2 Сочинение-рассказ по данному сюжету. 2 Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни- 1 Обобщение по теме «Частица». 2 Контрольный диктант по теме «Частица» 1 Анализ контрольного диктанта (работа над ошибками). 1 |
11. |
Междометие. |
6 |
Междометие как часть речи 1 Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях 1 Производные междометия. 1 Междометия и другие части речи. 1 Междометия в художественной речи. 1 Обобщение по теме «Междометие». 1 |
12. |
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах. |
14 |
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. 1 Итегрированные уроки «О стрекозах, нимфах и адмиралах». 2 Фонетика и графика 1 Лексика и фразеология. 1 Морфемика и словообразование. 1 Морфология. 2 Орфография. 1 Синтаксис. 1 Пунктуация. 1 Контрольный диктант 1 Анализ диктанта. Комплексный анализ текста. 1 Завершающий урок. Подведение итогов года 1 |