Рабочая программа Баранов 7 класс

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского: Русский язык, 5-9 классы,  «Экзамен», Москва, 2007.

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка (цели, задачи, технологии, методики, формы контроля)

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учебно-тематический план

Литература и средства обучения

Календарно-тематическое планирование курса

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского: Русский язык, 5-9 классы,  «Экзамен», Москва, 2007.

Назначение программы:

- улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

- реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

-  отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

-  сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

-  Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-  воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-  развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-  применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

 - формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

2. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

3. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

- развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

В учебном плане предусмотрено  136 часов на изучение русского (родного) языка в VII классе.

Принцип построения – концентрический

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок –блок, урок- исследование,  урок развития речи.

Технологии, методики: 

-      уровневая дифференциация;

-      проблемное обучение;

-      информационно-коммуникационные технологии;

-      здоровьесберегающие технологии;

-      технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

-      коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы контроля:

     -индивидуальный устный опрос;

     -фронтальный опрос;

     - опрос с помощью перфокарт;

     - выборочная проверка упражнения;

     - взаимопроверка;

     - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

     - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

    - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

     - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

     - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

     -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

     - написание сочинений;

      -письмо под диктовку;

      -комментирование орфограмм и пунктограмм. 

Организация процесса обучения предполагает применение учебника

Русский язык, 7 класс, авторы М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян И.И. Кулибаба, под редакцией   Н.М. Шанского, 2008

Содержание тем учебного курса

Русский язык как развивающееся явление (1ч)

Повторение пройденного в 5 и 6 классах (9ч+2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Требования к  уровню подготовки обучающихся теме:

узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы

Причастие (19+6ч)

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Требования к  уровню подготовки обучающихся теме:

аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям в опоре на совокупность признаков;

различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обо­значают (летящий — летучий);

согласовывать причастия с определяемыми словами,

правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом

соблюдать видовременную соотнесенность употребляе­мых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;

соблюдать нормы порядка слов в предложении с при­частными оборотами и в причастном обороте;

совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, повторов знаменательных слов и союзного сло­ва который, а также возможной двусмысленности при упо­треблении придаточных определительных с союзным словом который);

употреблять причастия и причастные обороты в собствен­ной речи.

Ш. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные "портретные" слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. 

Деепричастие( 8 ч + 2 ч)

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

Требования к  уровню подготовки обучающихся теме:

аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям;

использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предло­жениям;

правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.
Наречие (16 ч +7

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Требования к  уровню подготовки обучающихся теме:

доказывать принадлежность слова к наречию;

различать омонимы (зимой — существительное, зимой — наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;

отличать слова состояния от наречий; различать синонимичные и антонимичные значения на­речий;

употреблять наречия со значением оценки;

правильно ставить ударение в наречиях,

использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4 ч +1 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог (7 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и
производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Требования к  уровню подготовки обучающихся теме:

определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;

правильно употреблять предлоги в и на, с и из с нужным падежом, в зависимости от главного слова словосочетания (отзыв о книге — рецензия на книгу);

правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;

употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;

пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами..

III.       Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16 ч + 3 ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление                  

подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Требования к  уровню подготовки обучающихся теме:

отличать по совокупности признаков союзы от других частей речи;

правильно выбирать союз (в соответствии с его значени­ем и стилистическими особенностями);

пользоваться повтором союза с целью усиления вырази­тельности речи.

111. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (14 ч + 3 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие,
отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Требования к  уровню подготовки обучающихся теме:

отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков;

определять, какому слову или какой части текста части­цы придают смысловые оттенки;

употреблять частицы для выражения смысловых от­тенков;

использовать частицы для связи частей текста;

выразительно читать предложения с модальными частицами.

II.   Рассказ по данному сюжету. Междометие. (2)

 I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Требования к  уровню подготовки обучающихся теме:

отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков;

выразительно читать предложения с междометиями. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (9ч + 3 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Резерв 3 ч

 

Учебно-тематический план 

Содержание

Кол-во часов

Из них

 

Всего

часов

на

РР

Из них

 

к/д

зачетов

соч.

изл.

Введение

 

1 час

 

 

 

-

 

Повторение изученного в 5-6 классах

 

9

1

 

2

-

 

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие

 

19

2

1

6

2

2

Деепричастие

 

8

1

 

2

1

 

Наречие

Категория состояния

Служебные части речи

Предлог

Союз

Частица

Междометие

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Резервные уроки

 

16

3

1

8

16

14

2

9

 

3

1

 

 

 

1

1

1

 

 

 

1

 

 

1

7

1

 

3

3

 

 

3

 

4

-

-

-

2

2

-

1

1

1

ИТОГО

109

7

4

27

14

4

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

По орфографии.  Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные  тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы. 

Литература и средства обучения.

- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Государственный стандарт основного общего образования, 2006

- Программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский 2006

- Учебник М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык.7 класс. М.: «Просвещение»2008

- Методические пособия

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: «ВАКО». 2009

Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. - . М.: «Просвещение» 2006

Журнал «Литература в школе» с приложением

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.

Мультимедийные пособия.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

 

Скачать