Планирование работы по программе элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» 10 класс, 34 часа
(автор – Н. Л. Карнаух)
дата |
№ урока |
Тема, произведения, основные понятия |
Аналитическая деятельность и развитие речи учащихся. |
Творческая мастерская. |
|
1,2. |
Введение и закрепление теоретического понятия.Чтение комментариев и выполнение упражнений. Эссе, признаки жанра, разновидности формы, художественные приемы. |
Подводящий диалог, вычленение признаков, формулирование итогов, оформление итоговых наблюдений. |
|
|
3,4, 5,6. |
Анализ текстов эссе. В.Ерофеев.Don’t complain значит «Не жалуйся». Е.Чернов. Березка или В.Гроссман Сикстинская Мадонна. И Ермаков. Дама в голубом. Признаки жанра, разновидности эссе, объекты внимания эссеистов, стили речи, типы речи, средства художественной выразительности. |
Сравнение, сопоставление, анализ, речевая деятельность в ходе выполнения заданий, словарная работа, наблюдение над языком произведений. |
Творческая работа по теме «Моя встреча с классическим произведением искусства на порогеXXI века». |
|
7,8 |
Эссе разных авторов на одну тему. К.Победин. Музыка и Е.Шварц. Музыка. Тема, идея, признаки жанра, средства художественной выразительности. |
Сравнение, сопоставление, наблюдение над языковыми средствами. |
|
9,10. |
Эссе и очерк. В.Набоков. Кембридж и Л.Бежин. Отсвет волшебного фонаря или К.Г.Паустовский. Предательская осень. Определение очерка и эссе, эссеистический стиль, речевая задача. |
Сравнение, сопоставление, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами. |
Вступление к воспомина нию о путешествии (на основе личных впечатлений). |
|
|
11,12.13,14. |
Слово и эссе в форме слова. И.Шмелев. Слово на чествовании И.Бунина и Ф.Искандер. Слово о Пушкине. А.Солженицын. Слово при вручении премии В.Распутину. Стили речи, типы речи, структура ораторского высказывания, адресат жанра, речевая задача, позиция писателя. |
Анализ структуры речевого высказывания, определение адресата жанра, анализ языковых средств. |
Создание слова или эссе (адресат определяется учащимися) |
|
15.16 |
Письмо и эссе в форме письма. И.С.Тургенев. Письмо к Полине Виардо и Г.Гессе. Неотправленное письмо к певице. Признаки эпистолярного стиля, языковые средства, речевая задача, позиция писателя, адресат жанра. |
Сопоставление, выявление отличий, определение адресата жанра, анализ языковых средств. |
Написание письма или эссе в форме письма. |
|
17. |
Форма эссе и его языковое воплощение. Работа с таблицей и комментарии к ней. Речевая задача, адресат жанра. |
Выявление взаимосвязи, предположение и формулирование выводов. |
|
|
18. |
Эссе и беседа. Ф.Искандер. Беседа с Виктором Максимовичем (фрагмент). Структура беседы и интервью. |
Поисковая деятельность, речевая деятельность в ходе выполнения заданий |
|
|
19,20,21. |
Воплощение одной темы в эссеистической и стихотворной форме. Ф.Искандер. Стихотворение «Душа и ум» и одноименное эссе. Ф.Г.Лорка. Стихи из книги «Сюиты» и эссе «Предисловие к множеству книг». Тема, эссеистическая и стихотворная форма, средства художественной выразительности. |
Выявление взаимосвязи, сопоставление, обогащение речи учащихся. |
|
|
27,28. |
Стихотворение в прозе и эссе. Д.Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть». Признаки каждого жанра, типы речи. |
Выявление отличий и взаимосвязи, поиск средств выразительности. |
|
|
22. |
Японские даны – древнейшая форма эссе. Главки из книги Сей Сенагон «Записки у изголовья». Сравнение как композиционный прием. |
Ассоциативная связь |
Создание эссеистичес кой спорады. |
|
23. |
Текст, построенный на сравнении. Г.Гессе. Два голоса мелодии жизни или В.Янушевский. Струя. Сравнение как композиционный прием. |
Ассоциативная связь, анализ текста. |
Создание эссеистичес кой миниатюры. |
|
24. |
Зарисовка. В.П.Астафьев. Свеча над Енисеем (из книги «Затеси»). Тема и идея произведения, типы и стили речи, средства художественной выразительности. |
Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности. |
Зарисовка, этюд, миниатюра. |
|
25.26. |
Литературно – критическое эссе и школьное сочинение. П.Вайль, А.Генис. Хартия вольностей (отрывок) и пример школьного сочинения. Разновидности жанра, особенности литературно – критического эссе. |
Сравнение, сопоставление, рецензирование |
|
|
27. |
Анализ литературно – критического эссе. С.П.Залыгин. «Мой поэт» (глава из эссе о А.П.Чехове). Особенности литературно – критического эссе. |
Коммуникативная и языковая деятельность в ходе выполнения заданий. |
Рассказ о любимом писателе (на основе речевой ситуации). |
|
28. |
Анализ тем сочинений. Работа с таблицей. Признаки жанра эссе. |
Предположение и формулирование выводов. |
|
|
29. |
Анализ сочинений – эссе. Пример школьного сочинения – эссе «Грамматика любви в произведениях Бунина» или «Устарел ли Горький?». Композиция сочинения – эссе и традиционного сочинения. |
Рецензирование по вопросам. |
|
|
30. |
Анализ сочинений – эссе. Пример школьного сочинения – эссе «Гений и злодейство – две вещи несовместные» или «Вечный Достоевский». |
Рецензирование как дополнение комментария к чтению. |
Написание комментария к сочинению. |
|
31. |
Анализ сочинений – эссе на одну тему. Примеры школьного эссе на тему «Золото убило больше душ, чем железо тел». |
Рецензирование на основе сопоставления, обсуждения |
|
|
32. |
Анализ сочинения – эссе. План анализа. Пример эссе «Компьютерная болезнь». Сочинение на свободную тему, эссеистический стиль. |
Рецензирование на основе плана. |
Устная или письменная рецензия. |
|
33. |
Анализ исторического эссе. Пример исторического эссе «Размышляя о путях России…» Разновидности эссе, особенности научно – исследовательского эссе. |
Устные высказывания учащихся, рецензирование. |
|
|
34. |
Тематика творческих заданий. Комментарий учителя. |
Обсуждение. |
Творческая работа учащихся. |