Цель: познакомить с особенностями литературных сказок, показать их отличие и сходство с народными сказками.
Задачи: показать удивительный мир литературных сказок, их мудрость и красоту; развивать умения анализировать, исследовать, оценивать, находить отличительные особенности литературных сказок, развитие и воспитание таких качеств как взаимопомощь, доброта, порядочность, сопереживание.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, презентация, видеоролик, тексты сказок, учебник, листы взаимооценки.
Применение технологий: ИКТ, технология критического мышления.
Стратегии критического мышления: ассоциации, синквейн, стратегия целенаправленного чтения, метод INSERT (чтение с остановками), диаграмма Венна, эссе.
Форма обучения: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Ход урока
Организационный момент.
I. Вызов (побуждение, актуализация).
1. Проверка домашнего задания (взаимооценка).
а) Пользуясь кластером, составленным на предыдущем уроке, рассказать, что вы знаете о сказке.
б) Просмотр видеоролика (фрагменты сказок).
- Какие виды сказок посмотрели? Как вы определили?
- Какие еще виды фольклорных сказок есть? Приведите примеры.
- Как до нас дошли фольклорные сказки? Кто их собирал и готовил к публикации?
в) Вывод. Что такое сказка.
Задание: Составьте синквейн со словом «сказка».
2. Беседа.
- Как вы понимаете слова «Сказка - неувядающий жанр»
- Создаются ли сейчас сказки? Кто их автор?
Вывод: Сказки бывают: фольклорные и литературные
II. Реализация.
1. Изучение теоретического материала «Литературная сказка».
а) Работа с текстом. Задание. Прочитать текст и найти ответ, чем отличается литературная сказка от фольклорной сказки (работа в группах).
б) Составить кластер
Литературная сказка
конкретный автор
неизменный текст, зафиксированный в письменной форме
чаще всего она больше по объему.
образы-персонажи литературной сказки – неповторимые индивидуальные характеры
для литературной сказки характерен психологизм,
углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей
сильнее выражена изобразительность, подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей
выражается авторское понимание жизни
2. Практическая работа. Чтение и анализ литературной сказки.
Слово учителя
Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой Паустовского «Теплый хлеб». Сказка была написана в 1945 году.
а) Стратегия «Ассоциации». Ваши ассоциации, которые возникли, когда слышите слово «хлеб».
- Сгруппируйте слова по категориям.
- Составление кластера или пятистишия. (Выступление от каждой группы).
Хлеб
Душистый, полезный
Кормит, питает, дает
Хлеб всему голова
Жизнь.
б) Что значит слово теплый? Лексическое значение слова теплый по словарю.
- дающий, источающий тепло;
- защищающий тело от холода (тёплый свитер);
- хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната)
- отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
- какое из этих значений больше подходит к слову хлеб.
в) Постановка вопроса.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в данной сказке? (напишите свое предположение)
Обсуждение в группах, чтение своих предположений по 1 от каждой группы.
2. Чтение сказки и анализ (план составляется по ходу чтения сказки).
Первая остановка - Что вы узнали о героях сказки? Оправдалось ли ваше предположение? - Что является проблемой в рассказе? Записать свое предположение, о чем пойдет речь дальше. а) чтение предположений в группах; б) прочитать лучшее предположение от каждой группы. |
План сказки 1. Панкрат взял себе раненого коня.
«Панкрату трудно было прокормить коня». |
3. Чтение сказки дальше. Вторая остановка - А сейчас как вы думаете, о чем эта сказка? - Что случиться? (анализ) - Почему вы так думаете? Что заставляет вас так думать? (синтез) 4. Чтение сказки дальше. Третья остановка - Когда вы читали, какую картину представили, что увидели? - Как развивались события? (описание) - Изменилось ли ваше отношение к Фильке? - Как вы думаете, о чем дальше будет сказка? (вопрос-анализ) Учащиеся высказывают устно свои предположения. 5. Чтение сказки дальше. Четвертая остановка - Почему бабка вспомнила этот случай? - Заинтересовал ли Фильку этот вопрос? Почему? - Как будут дальше развиваться события? Учащиеся высказывают устно свои предположения. 6. Чтение сказки дальше. Пятая остановка - Что ему посоветовал Панкрат? - Почему именно к Панкрату пришел Филька? - Как дальше будут развиваться события в этой сказке? Учащиеся высказывают устно свои предположения. 7. Чтение сказки дальше. Шестая остановка - Помогут ли люди Фильке? - Почему вы так думаете? - Что вас заставляет так думать? Учащиеся высказывают устно свои предположения. 8. Чтение сказки дальше. Седьмая остановка - Что можно сказать о Фильке и людях, живущих в этой деревне? - Как вы думаете, чем завершится эта сказка? (запишите свои предположения, эссе). 9. Дочитать сказку. Восьмая остановка Совпало ли ваше предположение с концовкой рассказа. - Понравился ли вам сказка? Почему? 11. Вывод по содержанию сказки. |
2. Филька живет в деревне с бабкой.
Пакрат хотел помочь людям
3. Филька обидел лошадь: а) вышел на улицу; б) бросил хлеб; в) конь жалобно заржал; г) внезапно началась метель; д) Филькина бабка вернулась домой; е) замерзли колодцы, вода на реке и озерах; ж) Филька заплакал. 4. Бабка рассказала Фильке о злом человеке.
5. Филька пришел за советом к Панкрату.
6. Филька придумал, что нужно делать.
7. Все помогли Фильке.
8. Филька мирится с конем.
|
- Какова основная идея сказки? Почему сказка так называется?
Сказка Теплый хлеб» - не о горячем и мягком хлебе, которым человек от души делится с другом. А о том, что только доброта человека способна творить чудеса.
- Какие нравственные законы утверждаются в сказке Паустовского «Теплый хлеб?»
(Верность, трудолюбие, доброта, бескорыстие, умение прийти на помощь в трудную минуту, отзывчивость. Все это помогло людям в трудные годы войны.
В сказке Паустовский показал «диалог человека и природы», неразрывное единство человека и природы.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Вы не раз слышали эту пословицу. Каково её значение?
- Чему учат нас сказки?
II. Рефлексия урока (самооценка, взаимооценка).
1. Беседа.
- Можно ли сказать, что это литературная сказка?
- Является ли произведение сказкой или в нем есть признаки другого жанра (рассказа, были).
2. Составьте диаграмму Венна или таблицу для подтверждения своего высказывания.
Реальные мотивы |
Сказочные мотивы |
Начало сказки |
|
1. Война, раненый конь, злоба людская, равнодушный, озлобленный мальчик. |
1. Мельник – колдун;
|
2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего. |
2. Свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека |
3. Решение Фильки идти за помощью к людям. |
3. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда). |
4. Совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. |
4. Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру. Её болтовня, которой никто не верит |
5. Радость прощения, примирения. Чуткость коня. |
5. Теплый ветер, который прилетел людям на помощь. |
- Попытайтесь теперь определить жанр этого произведение:
Сказка, Сказка – притча. Сказка – басня, Сказка – быль
В будущем мы вновь встретимся с произведением этого жанра, читая «Кладовую солнца» М. М. Пришвина.
3. Взаимооценка учащихся (учащиеся в группах выставляют каждому оценку за урок).
4. Итог урока. Метод незаконченного предложения:
- На уроке я сегодня узнал…
- На уроке пришлось задуматься о…
- Особенно запомнились такие моменты урока…
- Испытывала трудности при выполнении….
- Урок мне понравился или не понравился, потому ….
III. Домашнее задание
Творческое задание:
1. Ролевое письмо от своего лица, от лица любого героя, от лица лошади, от корочки брошенного хлеба (пожелания, советы, просьба).
2. Эссе на тему: «Чему учит нас эта сказказ»,
«Что с Филькой будет дальше»,
«Сможет ли Филька стать хорошим человеком».
3. Дописать свое окончание сказки.
4. Написать свою сказку.
5. Письменный анализ одной сказки.