Цель: на основе изучения дидактической сказки закрепить представление о композиции сказки, познакомить с жанровыми признаками комикса, развивать творческие способности учащихся. Закрепить имеющиеся знания по ПДД путем включения в практическую деятельность, углубить, расширить их и привлечь внимание детей к неукоснительному их соблюдению.
Ход урока
1. Инсценировка.
Медвежонок. Здорово, братцы! Что случилось?
Инспектор дорожного движения. Скажи-ка, Мишутка, не встречал ли ты на своем пути легковую машину «Жигули» белого цвета, водителем которой Волк?
Медвежонок. Нет, Волка за рулем не видел.
Ежик. Большая беда может случиться. Волк гонит машину на большой скорости, не соблюдая правил дорожного движения. Мо…Мо…(вдруг заплакал) мои маленькие дети могут погибнуть…
Медвежонок. Не плачь, Ежик. Вместе будем ловить Волка. Только мне непонятно, почему могут погибнуть твои дети?
Ежик. Домик мой находится у дороги. Волк может врезаться в него.
Медвежонок. Ах вот оно что! Тогда надо немедленно отправляться на поиски. Вы поезжайте на машине в ту сторону (указывает). А я поеду на велосипеде в противоположную. Ведь дорога окружная.
Ежик. Правильно! Так мы быстрей его настигнем.
Участок дороги. (Дорожные знаки). Слышится шум приближающейся машины.
Медвежонок (кладет велосипед). Это же Волк едет! (Громко) Стой, Волк! Остановись.
Слышится звук тормозов.
Остановился все-таки. Пока он сюда дойдет, я успею сообщить по рации. (Останавливается, достает рацию) Внимание! Говорит Медвежонок! Остановил Волка возле кафе «Медок». Постараюсь задержать. (Прячет рацию).
Появляется Волк.
Волк. Ты чего орал, косолапый?
Медвежонок. С велосипедом что-то случилось. Педали плохо крутятся.
Волк. Нашел из-за чего бить тревогу! Почини его.
Медвежонок. А ты разве не поможешь?
Волк. Я умею только кататься. А если нужно что-то отремонтировать, то обращаюсь в мастерскую.
Медвежонок. Красивая у тебя машина.
Волк. Отличная машина. Выжимаю на ней 140 км/ч.
Медвежонок. Разве можно на такой большой скорости мчаться!
Волк. Подумаешь! А если мне нравится?
Медвежонок. В аварию можно попасть.
Волк. Если бояться аварии, то и за руль не надо садиться.
Медвежонок. Послушай, Волк! А на светофор и дорожные знаки ты обращаешь внимание…когда мчишься на машине?
Волк. Мне не до этого. Я очень спешу.
Медвежонок. Куда же ты так спешишь?
Волк. Лиса пригласила в гости. Опаздываю уже. Ладно, поеду. Будь здоров, косолапый!
Медвежонок. Постой!
Волк. Чего тебе еще?
Медвежонок. Никуда ты не поедешь!
Звук тормозов. Появляются Инспектор дорожного движения и Ежик.
Инспектор дорожного движения. Волк! Предъяви водительские права! Давай сюда и ключи от машины.
Волк. А как же я поеду?
Инспектор дорожного движения. Никуда теперь не поедешь. Пешком пойдешь.
Волк. Почему я должен идти пешком, если у меня есть машина?
Инспектор дорожного движения. А правила дорожного движения кто нарушал? За это будешь оштрафован и строго наказан. Вот когда выучишь наизусть правила дорожного движения и будешь строго соблюдать их – тогда и сядешь за руль.
Уходят.
2. Слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. И начался он необычно.
- Какие персонажи пришли к нам в гости?
- А откуда они?
Вы уже очень много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный, каждый раз удивляющий.
- Какие сказки вы знаете? (фольклорные и литературные)
- Что такое литературные сказки?
- Какие бывают литературные сказки?
Сегодня мы обратимся еще к одной литературной сказке, которую написала Татьяна Александрова, - сказке «Светофорчик».
Дома вы прочитали ее и попытались создать комикс по этой сказке. Чтобы он получился удачным, вы должны были прежде всего отобрать наиболее важные фрагменты этой сказочной истории.
- Сколько фрагментов вы отобрали? Почему вы выбрали именно эти фрагменты? Объясните свой выбор.
- Опишите устно, каким вы представляете героя этой сказки (какого он возраста, как он выглядел, можно ли сказать, что он был живым существом, какой он был по характеру, отражались ли его настроение, характер на его «лице»?)
- С помощью каких слов автор сказки помогает составить именно такое впечатление о своем герое?
- С чего началась эта сказочная история?
- Найдите в тексте фрагмент, из которого станет ясно, о чем думал светофорчик, наблюдая за людьми и машинами. («Стоит и смотрит… до слов …особенно если он спешит»)
- Какой момент в сказке вам показался самым напряженным, самым ответственным? Почему? («И однажды…» до конца абзаца).
- Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зеленый свет всем: и людям, и машинам? Почему не произошло несчастья?
- Чем заканчивается сказка? (Размышлениями Светика о своем поступке.)
- С кем делится своими мыслями Светофорчик? (с листьями, со снежинками, с птицами – это троекратный повтор, указывающий читателю на важность именно этого момента в повествовании.)
- Соглашаются ли с ним слушатели?
Вопр.7-с.17 ( О чем эта сказка?)
- Почему внимание писательницы привлекла ситуация на дороге?
- Почему мы и сегодня говорим о ПДД?
Давайте представим, что с необычным сказочным героем – светофорчиком Светиком – происходят всякие приключения.
- О чем можно рассказать? С чем будут связаны приключения Светофорчика?
- Будут ли помогать Светофорчику какие-нибудь волшебные помощники?
- Как вы закончите свою сказку?
- Выберите концовку, подходящую к содержанию вашей сказки.
(«Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!»
«Кто слушал внимательно, молодец, а кто не слушал – себя обокрал»).
- Как вы озаглавите придуманную вами необычайную историю про Светофорчика?
(«Сказка о Светофорчике», «Необыкновенные приключения Светика»).
Работа по группам:
1 – как появился Светофорчик на улице
2 – что произошло на улице
Представление группами своих вариантов сказок.
Подведение итогов урока:
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какой вывод сделаем?