Цели урока:
Вступительное слово учителя
Ребята, мы прочитали с вами великолепную сказку А.С. Пушкина «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», просмотрели фильм. Теперь должны подвести итог работы над произведением. А вы должны показать свои навыки в составлении цитатного плана, в умении характеризовать героев, давать оценку их поступкам.
Мы должны понять, что поэт прославляет в сказке, а что осуждает и какой нам дает «намек» и «урок».
Проверка домашнего задания
Два ученика написали на доске два плана к сказке.
Первый план:
«Царь женился на другой»
Второй план такой:
-Скажите, ребята, какой план вам больше всего понравился? Почему?
Вывод: Второй план ближе к тексту и напоминает события сказки.
Проверка усвоения произведения
Проведение деловой игры по тексту произведения.
Учитель задает вопросы, дети ищут в тексте ответы и зачитывают отрывок:
- Как описывает поэт новую жену царя?
- Какой стала молодая царевна?
- Когда она выросла?
- Как царица разговаривала с зеркальцем?
- Как нужно читать текст, что передать интонацией?:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
- Куда пришла царевна, блуждая по лесу?
- Как встретили царевну семь богатырей?
- Как братья относились к царевне, докажите это.
- Почему Чернавке удалось погубить царевну?
- Как Королевич Елисей искал свою невесту?
Работа над составлением характеристик царицы и царевны
1. Беседа по содержанию произведения
- О каких событиях мы узнаем в завязке к сказочной истории?
- Какой предстает перед нами родная мать царевны?
- Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха?
- Что решила сделать мачеха с подросшей падчерицей, почему?
- Как поступила Чернавка с царевной?
- Что произошло с царевной в дальнейшем?
- Как относились названные братья к царевне, почему?
- Почему Чернавке удалось погубить царевну?
- Как названные братья восприняли гибель сестры, каковы их действия?
- Как королевич Енисей искал свою невесту?
- Опишите картину чудесного воскрешения царевны.
- Чем закончилась сказка?
2. Дается задание по вариантам:
1 вариант готовит характеристику царевны, второй-царицы.
3. Характеристики героям сказки: царевны и царицы.
Выступление 1 группы учащихся:
Царевна умная, добрая, бескорыстная, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, доброжелательная.
2 группа учащихся:
Царица красивая, умная, но злая, завистливая, гордая и своенравная, ленивая, грубая, жестоко-сердечная.
Подведение итогов
- Какие качества вы считаете положительными, а какие отрицательными?
- Чему учит нас сказка?
- Кто из героев особенно понравился и почему?
- Что поэт прославляет в сказке, а что осуждает?
- Какое настроение вызвала у вас сказка?
Домашнее задание