Форма: Игра-викторина для 2-3 класса
Цель:
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, музыка Римского-Корсакова “Три чуда”, листочки для детей.
Ход викторины
I. Подготовительная беседа.
Звучит музыка. Портрет А. С. Пушкина.
- Ребята! Кто изображен на портрете? Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг А. С. Пушкина. У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А. С. Пушкина.
Что вы знаете об А. С. Пушкине? Почему и за что вам дорог Пушкин?
А. С. Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С. Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитание детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать.
О детских годах Александра брат писал так: “… До 11 лет он воспитывался в родительском доме. Страсть в поэзии проявилось в нем с первыми понятиями. На 8-ом году жизни он умел читать и писать. Он сочинял на французском маленькие комедии и эпиграммы для на своих учителей. Воспитывался Александр на французской поэзии: слышал один французский язык, библиотека отца состояла в основном из французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца “пожирал” книги одну за другой. Когда Александру исполнилось 11 лет он поступил в лицей, в котором и начался его творческий путь. Здесь в Лицее родился Пушкин-поэт.
- Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя об А. С. Пушкине. Нам самим предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встречались на пути его сказочных героев. Итак, начинаем игру, которая называется “Там на неведомых дорожках…”. Оцениваться будет только правильный полный ответ – жетоном. Для проведения игры необходимо разбиться на 2 команды (дети тянут жребий).
Итак, 1 команда называется “Синеморье”, а вторая – “Лукоморье”. В конце игры, после подсчета жетонов, та команда, которая наберет наибольшее количество очков, станет победителем и получит вымпел.
Послушайте правила игры:
Итак, выбирайте первый конкурс. Начнет команда “Синеморье”.
Подскажи словечко |
Сказка за сказкой |
Свет мой, зеркальце, скажи |
Там на неведомых дорожках |
Так все начиналось |
За морем житье не худо |
Чудесные предметы |
Что за прелесть эти сказки |
Вопросы ученого кота |
II. Основная часть.
Подскажи словечко
- Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнет знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотворение по нескольким строчкам:
Буря мглою небо кроет...
Мороз и солнце; день чудесный!..
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том...
Уж небо осенью дышало...
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь...
Сказка за сказкой
- По условию следующего конкурса вспомните и назовите как можно больше сказок, которые написал А. С. Пушкин. Победит команда, за которой останется последнее слово.
("Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о медведихе".)
Там на неведомых дорожках
- Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать.
Живет он в поповом доме.
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда. "Сказка о попе и о работнике его Балде".)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла. (Мачеха. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)
Говорят, царевна есть.
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает. (Царевна Лебедь. "Сказка о царе Салтане...".)
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется. (Золотой петушок. "Сказка о золотом петушке".)
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря. "Сказка о царе Салтане...".)
Белолица, черноброва.
Нраву кроткого такого. (Царевна. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги сгрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха. "Сказка о рыбаке и рыбке".)
Так все начиналось
- У всякой сказки есть свое начало. Сможете ли вы узнать сказку по ее началу?
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он.
Чудесные предметы
- Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет, героям сказок приходилось разгадывать сложные загадки, преодолевать препятствия. В этом конкурсе вам придется задавать вопросы, чтобы узнать, что же рисовано на картинке. Я буду отвечать только "да и "нет". На рисунке волшебный предмет, имеющий отношение к сказкам А. С. Пушкина.
(Для одной команды это зеркало; для другой — яблоко.)
Что за прелесть эти сказки
- Каждой из команд будет выдана ромашка, на лепестках которой, написаны буквы. Если вы правильно выложите все лепестки ромашки с буквами, то получите имя героя одной из сказок А. С. Пушкина.
(Для одной команды - Елисей, для другой — Соколко.) Победит та,команда, которая первой правильно соберет слово.
Свет мой, зеркальце, скажи
- С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно отвечало ей. Сейчас мы будем отвечать на вопросы, кто с какими словами и к кому обращался.
Итак, вопросы:
Вопросы ученого кота
- Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является ученый кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов.
За морем житье не худо
За морем житье не худо; В свете ж вот какое чудо...
- Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло описание "заморских чудес". Что это, как не хорошая реклама? В этом конкурсе придумайте свой вариант рекламы "чуда", привезенного из-за моря. На подготовку дается две минуты. У вас на столах есть листочки. (В это время звучит музыка.)
(Одна команда описала сеть; другая команда - золотого петушка.)
III. Подведение итогов.
Подсчет жетонов.
Ребята, а как вы думаете, музыка, которая звучала на протяжении всего занятия как-то связана с творчеством А. С. Пушкина? (да. Один известный композитор – Римский–Корсаков пишет к 100-летию рождения Пушкина оперу “Сказка о царе Салтане”. Сейчас вы услышали отрывки из этого произведения.)
Награждение команд проходит под звуки музыки.