Конспект урока по сказкам Пушкина А.С. для студентов педагогического колледжа
Цель: Познакомить студентов с художественным своеобразием сказок А.С.Пушкина.
Задачи: 1. Научить производить литературно-художественный анализ сказок.
2. Развивать творческое воображения, логическоемышления.
3. Воспитывать уважения к ближнему и нравственность.
Оборудование: Интерактивная доска, раздаточный материал, портреты поэта и членов его семьи.
Ход занятия
В работе принимают участие литературоведы, историки, артисты, выбранные из студентов данной группы.
Учитель: Сегодня на нашем занятии мы начинаем новую тему. Она может вам показаться знакомой, но позднее вы сможете узнать, что познать творчество А.С. Пушкина «от» и «до» практически невозможно. Оно безгранично. На сегодняшнем занятии мы попытаемся приоткрыть завесу в мир его великолепных сказок, увидеть, понять то, что было недоступно нашему сознанию в детские годы.
Литературовед: Русская земля не могла не породить Пушкина. Он был нужен ей, как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения, которые обрушила на неё история от Батыя до Наполеона. Он был нужен ей, как праздник победы, как высший взлет народного самосознания, и поэзия Пушкина с чувством свободы и независимости, с чувством достоинства и благородства легла в основу нашей нравственности. Всем своим творчеством, своим жизненным поведением, своим моральным кодексом Пушкин-наш современник, наш друг, учитель.
Учитель: Судьба определила его участь, она обрекла его на гениальность. Само его имя для него судьбоносное значение.
Литературовед: Александр - натура умная, тонкая. Всеми любимый и женщинами, и мужчинами, и детьми человека. Это имя имело мужественных и талантливых носителей, благодаря им было популярно во всех веках и народах.
“А ну-ка, Македонца или Пушкина
Попробуйте назвать не Александром,
А как-нибудь иначе!
Не пытайтесь!- писал А.Тарковский.
Происхождение фамилии поэта тоже было интересно.
Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же происходит от мирского имени одного из потомков Рача, которого звали Пушка.
Учитель: А теперь мы все вместе совершим путешествие по «автобиографическому пространству».
Повествуется о детстве поэта, юности, жизни в зрелые годы, о смерти «Слово современника» (В полной версии документа)
Учитель: То, что имя поэта знакомо каждому с детства, не будет оспаривать ни один человек.
А теперь давайте вспомним свое детство, заглянув в один из домов нашего города.
Артисты: внук, бабушка.
Вечер. Внук просит прочитать сказку.
- Какую, внучек?! - спрашивает бабушка.
- Самую хорошую, бабушка.
- Ну, слушай.
Бабушка берет книгу и читает « Сказка о рыбаке и рыбке», но чтение прерывает.
- Бабушка, а дальше?! Что было дальше, ведь интересно! - просит заинтересованно внук.
- Поздно уже. Завтра еще почитаю, - отвечает бабушка.
- Бабуль, а кто написал эту сказку?
- А.С.Пушкин. Он написал еще много других сказок, но о них ты узнаешь позже.
Наверно этот эпизод вернул каждого из нас в свое детство. В то время, когда мы учились понимать, кого любить, кому верить, кого опасаться. Ответить на эти вопросы помогали нам сказки Пушкина. С их помощью мы смогли увидеть доброту добрых, честность честных, зло злых и т.д. В нашей памяти сохранилась самые интересные эпизоды этих сказок.
Учитель: Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру « Вернись в сказку» и сделаем вывод.
Игра проводится со всей аудиторией.
Вывод: Содержание сказок мы знаем и помним. О чем это говорит?! Чем они привлекают и детей, и взрослых? Для этого нам нужно узнать, где черпал поэт материал для работы над произведениями, для кого их писал.
Литературовед: По словам Гоголя, Пушкин писал только для читателей, одаренных поэтическим чутьем, и к своим произведениям «не подставлял... лестницы ни для кого из них, которые глухи, к поэзии»
Таким образом, Пушкин делил читателей не на возрастные группы, а на одаренных от природы поэтическим чутьем, способных понять его творения и глухих к поэзии.
Учитель: Работа по сказкам
Главная задача состояла в том, что Пушкин стремился быть доступным читателям всех возрастов: « Я хочу, чтоб меня поняли, Все от мала до велика».
Источники сказок Пушкина А.С.
«Сказка о царе Салтане» - в основе её лежит русская народная сказка, записанная со слов Арины Родионовны.
«Сказка о рыбаке и рыбке» - сюжет из сборника братьев Гримм, но и в русском фольклоре есть две похожие сказки «Золотая рыбка» и «Жадная старуха».
«Сказка о попе и работнике его балде» - на основе народных сказок «Батрак», «Шабарша».
«Сказка о золотом петушке» - опирается на сюжет американского писателя Вашингтона Ирвинга.
Вывод:
I. Запись в тетрадях: «Большинство сказок создано на основе русских фольклорных сказок».
К народному творчеству Пушкин обратился в 30-е годы. В то время разгорелись споры о русском характере, об отношении к народу и его творчеству, о народности литературы.
II. Запись в тетрадях: Изменения, производимые поэтом при работе над сказками.
1. Перерабатывает сюжет, оставляя наиболее интересные звенья текста.
2. Замена героев на более привлекательных
Например: двух боровов на белочку.
3. Использует речь, детали близкие к народной жизни.
Литературовед: Работает весь класс.
Используется «Сказка о царе Салтане».
Задание: Найти слова, изображающие народный быт, традиции, обычаи, все то, что характеризует жизнь русского народа.
Слова: Светлица, сени, венчание, аршин, очи, терем, палата, дьяк, изба, молва, доселе.
Выражение: Красная девица, голубушки-сестрицы, царь-батюшка.
Пословица: «Да жена не рукавица;
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь».
Концовка: «Я там был, мед, пиво пил - и усы лишь обмочил».
III. Запись в тетради: Особенность сказок – динамичный сюжет, герои постоянно действуют. В каждой строке имеется глагол движения. (Привести примеры )
Пушкин использует нарисованные сказочные картины, используя небольшое количество прилагательных. Это создает лаконичные зримо-красочные картины.
Охарактеризуйте,
опишите: У Пушкина:
море синее
землянка ветхая
терем высокий
душегрейка соболья
перстни золотые
сапожки красные
Вывод: Нет метафор, эпитеты самые простые.
Многие приведения А.С.Пушкина переложены на музыку.
Задание: Прослушайте мелодию и определите, к какой сказке она относится и почему?
IV. Запись в тетради: Мысль поэта точна и выражена в единственно возможной форме. Чтобы понять это поиграем в «Лото».
Вставьте в строку нужное слово.
V. Запись в тетрадях.
1. Как и в народных сказка, герои сказок Пушкина делятся на положительных и отрицательных. Каждый из них наделяется одной ведущей чертой. Например: Царь Салтан, царица из «Сказка о Мертвой царевне», старик из «сказки о рыбаке и рыбке» и т.д.
2. Фольклорным сказкам свойственны многократные описаний, монологов, диалогов. Пушкин их видоизменяет, чем добивается большего разнообразия.
Например: Гвидон обращается к купцам: «Добрый путь вам, господа,
По морю по океану
К славному царю Салтану»...
1..« От меня ему поклон»
2...Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон...»
3. …«Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон...»
4. …«Да напомните ему, государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался-
Шлю ему я свой поклон.
Вывод: За счет повторов усиливается недовольство и обида Гвидона на царя.
Сказки Пушкина с их художественной неповторимостью полны философской глубины, житейского смысла, очарования и прелести. Они воздействуют на их нравственность и эстетические чувства. При использовании двух-трех слов создается картина, художественный образ, вызывающий эмоции, личностное отношения читателя к описываемому.
Закрепление: Викторина по сказкам А.С. Пушкина.
Итог урока.
Домашние задание: В любой сказке найти повторы и сравнить их.