Цели:
- познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формой глагола, показать связь деепричастия с наречием и глаголом, повторить правило правописания безударной гласной в корне слов, правописание непроизносимой согласной, -н-, -нн- в суффиксах страдательных причастий;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать; развивать монологическую речь;
- воспитывать культуру умственного труда, любовь к русскому языку как явлению богатому, многообразному и выразительному.
Тип урока: урок - исследование
Оборудование: Учебные принадлежности, текст П. Кончина об И.И. Шишкине (раздаточный материал), текст стихотворения Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?», пословицы (раздаточный материал).
Формируемые компетенции учащихся: языковедческая, учебно – познавательная, культуроведческая, самосовершенствования.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Работа с текстом.
Унаследовав от отца любовь к книгам, Ваня рано научился читать. А вот страсть к рисованию удивляла его родителей.
Он подолгу бродил по сосновым лесам, забираясь в самую глушь. Приходя домой, Ванечка старался все увиденное нанести на бумагу.
Московские художники, увидев рисунки Вани, рассказали о Москве, научили писать кистью и красками. Теперь Ваня только и мечтал об училище живописи. Родители, узнав об этом, были в отчаянии, но скоро смирились.
Так с самого детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин ……………. – тему русской природы. ( По П. Кончину)
- Кто является героем этого текста?
- Какие полотна И. И. Шишкина вам известны?
- Определите тему, озаглавьте текст. Определите стиль, назовите приметы стиля.
- Объясните выделенные орфограммы.
3. Новая тема:
- Что такое деепричастие?
- Из текста П. Кончина выпишем слова, обозначающие действия в два столбика: в первый столбик – глаголы, во второй – слова, похожие на глаголы
- Слова, записанные во второй столбик, являются деепричастиями (указываем над столбиками части речи в специально оставленной для этого строке).
- Итак, состоялась наша встреча с деепричастием. Этот термин введен в 17 веке М. Смотрицким. Мы знаем, что деепричастие является гибридом, т. е. кроме сходства с глаголом, оно имеет нечто общее с другой частью речи. Отгадайте загадку П. Чеснокова:
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно,
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!
- О чем идет речь в загадке? (о деепричастии). С какими частями речи имеет сходство деепричастие?
Дальнейшее знакомство с деепричастием проходит по ходу заполнения таблицы (работа с текстом П. Кончина):
Часть речи |
На какой вопрос отвечает |
Признаки наречия |
Признаки глагола
|
Синтаксическая роль |
Особенности |
Деепричастие |
|
|
|
|
|
- Выпишем из текста третье предложение, выделим грамматическую основу.
- Определим, какое слово обозначает основное действие, а какое - добавочное. Как будем задавать вопрос к деепричастию? (заполняем таблицу)
- Какой член предложения отвечает на вопросы: как? когда? (заполняем таблицу)
- Деепричастие в тексте связано с другими словами, выпишем из текста деепричастия с зависимыми словами: унаследовав от отца, унаследовав любовь
- Деепричастие, имея при себе зависимые слова, образует деепричастный оборот.
- Определите его границы, синтаксическую роль в предложении.
- Найдите слова, от которых зависят деепричастные обороты.
- Найдем в тексте предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Выпишем их, графически обозначим деепричастный оборот.
- От глагола деепричастие унаследовало вид: совершенный, несовершенный (заполняем таблицу). Определим вид выписанных ранее деепричастий.
4. Подведем итоги: используя данные таблицы, расскажите о деепричастии.
5. Игра « Потерявшиеся пословицы».
Нужно восстановить пословицу, найти деепричастие, определить вид.
- Не давши слова, крепись…. ….по волосам не плачут.
- Не зная броду,… ….да и шубу в печь.
- Рассердясь на блох… ….а давши держись.
- Снявши голову,… ….потерявши плачем.
- Что имеем не храним,…. ….не суйся в воду.
- Запишите понравившуюся пословицу, объясните смысл.
6. Вашему вниманию представлено стихотворение Р. Саути
«Как падают воды в Лодоре?»
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, шумя,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
- Что необычно в этом стихотворении? (Оно состоит только из деепричастий, форма его напоминает поток воды, падающей с высоты.)
7. Подведение итогов урока.
8. Д\з: Написать сказку о родстве причастия и деепричастия.