Конспект урока в 7 классе с презентацией: Повторение темы "Деепричастие" (с применением элементов сингапурской методики).
Цели урока:
1) образовательная: систематизировать, закрепить полученные знания о деепричастии, отработать умение находить деепричастия, деепричастный оборот в тексте;
2) развивать коммуникативные умения учащихся; навык работы в паре, команде;
3) воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику, бережное отношение к природе.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: проектор, карточки.
Ход урока
1. Орг. момент.
Вступительное слово учителя. Целевая установка.
Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете. (Е. Шевелёва)
– Здравствуйте. Присаживайтесь. Ребята, сегодня мы подошли к заключительному этапу работы над одной из труднейших тем по русскому языку "Деепричастие". Нам с вами предстоит обобщить, систематизировать знания по данной теме.
Запишите число, тему урока. Ребята, на уроке можно пользоваться моделью Фрейер.
2. Актуализация опорных знаний.
- Начнём повторение с проверки домашнего задания. Вам нужно было заполнить "слепую таблицу". Проверим, как вы заполнили таблицу?
Ребята, у всех так заполнена таблица?
Деепричастие |
||||
Грамматические признаки |
Синтаксис и пунктуация |
|||
глагол |
? |
Член предложения |
Обособляется |
|
1. ? |
Не изменяется |
? |
? |
|
2. ? |
||||
3 ? |
сов. |
|||
несов. |
Расскажет нам по таблице о деепричастии ................ (Спасибо, молодец!)
- Дома вы должны были составить вопросы по теме "Деепричастие. "Проведём КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД. (опроси-опроси-поменяйся листочками). Проверьте, пожалуйста, нет ли одинаковых вопросов? Встаньте, задвиньте стульчики, поднимите руку, найдите ближайшую пару. Опросите, поблагодарите.
- Спасибо, садитесь. Молодцы, с теорией вы справились, перейдём к практическим заданиям.
3. Формирование ЗУН.
- Ребята, на столах перед вами лежат карточки. Найдите задание № 1и прочитайте.
Из записанных слов найти и выписать в тетрадь "3лишнее".
1) Переписать, читая, прочитанный.
2) Нарисовать, нарисованный, нарисовав.
3) Переделывая, переделка, переделать.
4) Невзлюбил, негодуя, ненастье.
Проведём ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН. (подумай-запиши-обсуди в команде)
участник № 1-прорабатывает 1 группу слов, участник №2- 2 группу слов, участник № 3 -3 гр.слов, участник 3 4- 4 группу слов. Обсуждают в команде.
Теперь проверим, как вы выполнили задание. Отвечает участник № 1 с первого стола. Все согласны? участник №2 со 2 стола, участник № 3 с 3 стола, участник № 4 с 4 стола. Спасибо, садитесь.
- Перейдём к 2 заданию. "Конструктор". Проведём ТИК-ТЭК-ТОУ.
Составьте словосочетания, используя 3 слова, расположенные в любом ряду по вертикали, горизонтали, диагонали. Обсудите в команде, наиболее удачные запишите в тетради.
1) Открыв, закрытое, открыть.
2) Переписать, рисуя, пролетевший.
3) Ненависть, невзлюбил, недоумевая.
Проверка: уч. №3 стол 2 читает СС своего стола, уч. № 4 стол 1, уч. №2 стол 4, уч. №1 стол 3.
- Следующее задание - словообразовательная работа.
Проведём РЕЛЛИ-ТЕЙБЛ.
Работаете на листочках (один листок на двоих) поочерёдно записываете свои ответы.
Участники № 1,2.
Из данных глаголов образовать деепричастия несовершенного вида: распол...гают, зам..рают, к..саются, балуются.
Участники № 3, 4
Из данных глаголов образовать деепричастия совершенного вида: к..снуться, распол..жить, зам..реть, баловаться.
Проверка: уч. № 3 со всех столов встали, поочерёдно читаете, объясняете.
Уч. № 2 встали... Спасибо, молодцы.
Вывод: от глаголов совершенного вида образуются деепричастия сов. вида с помощью суффиксов В, ВШИ, ШИ от глаголов несов. вида образуются деепричастия несовершенного вида с помощью суффиксов А, Я.
- МИКС-ФРИЗ-ГРУПП (под музыку). Встали, задвинули стульчики. Танцуем.
- Признаки скольких частей речи совмещены в деепричастии? (2).......объясни.
- Сколько второстепенных членов предложения? (3)
- Сколько вопросов у деепричастия? (2)
- Сколько звуков в слове юла? (4)...объясни.
Спасибо, садитесь.
- Повторим написание НЕ с деепричастиями. Можете пользоваться моделью Фрейер.
Используем СИМАЛТИНИУС-РЕЛЛИ-ТЕЙБЛ.
Работаем в тетрадях. Переписать раскрывая скобки.
(Не)видя, (не)думая, (не)доумевая, (не)замечая, (не)поднимая, (не)чувствуя, (не)не)узнаешь, (не)навидя, (не)умолкая, (не)взлюбив.
Закончили? Обменялись тетрадками, проведём взаимопроверку (по слайду) оцениваете.
"5"- всё правильно."4"-2 ошибки, "3"-3-5 ошибок.
Вывод: не с Д. пишется раздельно. Если не употребляется без не- то слитно.
- Работа с поэтическим текстом.
Ребята, сейчас Гульназ прочитает нам стихотворение Виктора Суходольского "Выброшенная ёлка", а вы должны определить его основную мысль.
- Какова основная мысль стихотворения? (боль автора за срубленные ёлки, которые так недолго украшали праздник, а теперь выброшены на улицу)
- Прочитайте строчки, в которых автор выражает свою боль, тревогу за судьбу новогодних ёлок. (последняя строфа)
- Определите тему стихотворения (тема выброшенной после праздников ёлки совпадает с названием стихотворения).
- Найдите в первой строфе деепричастный оборот, объясните знаки препинания. (смежив реснички-иглы на морозе).
- Работаем с 3 строфой стихотворения. Находим деепричастный оборот
- В каком значении 1 д. (сыпать).
- В каком значении 2 д. (спать)
- Как называются слова, одинаковые по звучанию, написанию, но разные по значению? (омонимы)
- Найдите в 6 строфе д., произведите устно морфологический разбор.
(Не) зная - деепричастие.
1. Застыла (что делая?) - не зная
2. Морфологические признаки: неизмен. форма, несов. вида.
3. Застыла (что делая) не зная (обстоят.)
Словесное рисование.
Ребята, какую картину вы представили, слушая стихотворение? (ёлку в лесу, на празднике, на свалке)
По статистике ежегодно перед новым годом в России вырубается свыше миллиона ёлок. А вместо живой красавицы какую ёлку можно поставить? (искусственную). Она и прослужит не один год, и леса не будут страдать от ежегодной вырубки молодых ёлочек.
Домашнее задание. Наверняка, у каждого из вас дома стояла ёлка на новогодний праздник. Что же случилось с ней потом? Дома выполните творческую работу на тему "Что стало с ёлкой?" Жанр определите сами: сказка, рассказ, стихотворение.
Итог урока: - О какой части речи говорили на уроке?
- Что вспомнили, повторили?
- Какие были трудности? (запишите на стикерах) и при выходе прикрепите на парковке.
- Тетради сдайте, я проверю ваши письменные задания и, учитывая устные ответы, поставлю оценки в журнал.