Цели урока: дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте и его месте по отношению к определенному слову; сформировать умение устанавливать связи причастия с определяемыми и зависимыми словами, определять границы причастного оборота; работать над воспитанием коммуникативной культуры школьников; расширять и углублять запас знаний учеников.
План урока.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Словарно-орфографическая работа.
4. Словарный диктант «Зоркий глаз»
5. Работа по развитию речи (орфоэпические нормы)
6. Объяснение нового материала.
7. Закрепление.
8. Проверочная работа.
9. Подведение итогов
10. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
(Учитель ставит задачи на урок)
2. Проверка домашнего задания: упражнение № 60 проверяется методом взаимопроверки (на доске указаны пропущенные окончания причастий с алгоритмом рассуждения.)
3. Словарно орфографическая работа. У доски работают 2 ученика по карточкам.
Карточка № 1.
Вставить пропущенные буквы, объяснить выбор.
В чернеющ…м лесу, шумящ…м потоком, о льющ…мся дожде, у волнующ…го озера, встречающимися2 льдинками, колеблющимся ветерком.
Карточка № 2
Вставить пропущенные буквы, определить причастия.
В осыпающ…ся листве, о хранящ…ся письмах, над поросш…м болотом, на раскачивающ…ся2 березу, последн…ми листьями, спелого крыж…вника, на син…м небе, сражающ…ся отрядами.
4. С классом проводится словарный диктант «Зоркий глаз».
Лёгкое касание, раздается в тишине, голубовато-серыми глазами, по-осеннему холодно, прибившийся росточек, за опасным поворотом, серебряная брошь, разыскивать преступника, искусство, на парашюте, появляется вдали, расстилающийся, излагать мысль.
5. Работа по орфоэпии: списать слова, поставив в них ударение:
Понявший, поднятый, обеспечение, балованный, начавший, дремота, созданный.
6. Объяснение нового материала.
(Используется метод наблюдения.)
- проанализируйте словосочетания:
плывущий человек
плывущий в лодке человек
- обозначьте главное слово и зависимое, определите, чем они выражены.
- сделайте вывод:
Причастие в словосочетании может зависеть от существительных, а может подчинять его себе.
- чтение параграфа 135.
- фронтальный опрос:
а) Что такое причастный оборот?
б) Каким членом предложения является?
в) Когда обособляется? (Спросить 3-4 человека)
7. Закрепление.
1) Записать в тетради:
Написанная картина
Написанная художником картина
Написанная маслом картина
Талантливо написанная картина
Делаем вывод: от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос (картина (какая?) написанная), от причастия к зависимым словам- несколько:
как?
когда? написанная
кем?
2) Распределить данные словосочетания в две группы: « прич.+сущ», « прич.+сущ.» (устно)
Засеянное поле, засеянное горохом, освещаемое лампочкой, освещаемый зал, стелющийся над рекой, стелющийся туман.
3) К данным причастным оборотам подобрать определяемые слова: висевший в воздухе, усыпанные листьями, решённая учеником.
4) Найти в предложении причастный оборот, обозначить его границы, подчеркнуть как определение. Охотник, смотревший с берега реки на ту сторону, увидел неизвестный предмет. Дующий с берега ветер лениво теребил паруса корабля.
Вопрос к классу : почему в первом предложении причастный оборот выделяется запятыми, а во втором нет?
Ответ: причастный оборот в первом предложении стоит позади определяемого слова, выделяется голосом и запятыми на письме.
5) Найти в тексте причастные обороты, отметить определяемое слово, подчеркнуть, вставить пропущенные орфограммы, запятые.
У доски работают 2 ученика, выполняя заданние.
Поднявшийся ветер вдруг стих. Повисли п..руса на к..рабле находивш..мся д..леко в океане.Обесп..коенный происх..дящ..м капитан вышел на мостик. Часть неба была обложена тучами (не) предвещавш..ми н..чего хорошего. Капитан пр..казал убрать п..руса и к.. манда встр..воженная его распоряжением быстро пр..ступила к работе.
8. Проверочная работа
Тест
Найти словосочетания «прич. + сущ.»
1. а) Служащие родине б) растаявшие льдины в) разбросанные ребёнком
г) разведанная геологами.
2. а) Скошенные косой б) исследованная местность в)светящиеся окна
в) освещённая луной.
3. а) О написанных словах б) расчищенная школьниками в) освещаемый зал
г) бегущий мальчик.
4. а) Дремлющего океана б) пенящиеся струи в) замешанные в преступлении
г) напуганная стуком.
5. а) Освещавшая комнату б) привезённый из города в) напуганная девочка
г) светящаяся лампа.
Контрольный листок учителя.
1- а,в,г. 2- а, г. 3.- б. 4 – в, г. 5. а, б.
9. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы познакомились с понятием причастный оборот.
Что это такое? Дать определение.
Где может располагаться причастный оборот?
Как подчёркивается причастный оборот, чем является в предложении?
Когда обособляется причастный оборот?
10. Задание на дом:
Параграф 135, упражнение № 81, 74.