Методическая разработка урока русского языка 8 класс "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с односоставными предложениями, научить отличать их друг от друга, определять, какими частями речи являются главные члены в односоставных предложениях;
  • обучать составлению схем, умению выделять главное;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: проектор, презентация, учебник.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Создание проблемной ситуации

Учитель: Как вы можете охарактеризовать данное предложение? Возникли ли у вас сложности?
- В этом предложении есть обращение "ребята".
- Верно, обращение выделяется запятой. Попробуйте определить грамматическую основу.

Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какое задание вы должны были выполнить? Почему у вас возникли затруднения? (…)

Поиск решения

Учитель: Что вам надо знать, чтобы устранить причину затруднения? (Нужно выявить, каким членом предложения является слово здравствуйте. Так как ребята – это обращение, значит, слово здравствуйте и есть грамматическая основа)

- Верно, но чтобы понять, каким главным членом предложения является данное слово, нужно определить его морфологические признаки. (Слово здравствуйте – глагол в повелительном наклонении, образованный от слова здравствовать. Значит, в предложении данное слово будет являться сказуемым)

- Как называются предложения, в которых только один главный член? (Односоставными)
- Теперь определите тему нашего урока? (Односоставные предложения)

- Молодцы, совершенно верно. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока "Односоставные предложения".
- Как вы думаете, в русском языке только один вид односоставных предложений? (Нет, они различаются по главным членам – сказуемому и подлежащему)

Учитель: Верно, запишите в тетради "Виды односоставных предложений".
- Откройте учебники, прочитайте материал и попробуйте составить схему "Односоставные предложения" (После составления один ученик зачитывает и комментирует выполненную работу)

Учитель показывает на слайде примерный вариант схемы.

Схема "Односоставные предложения"Схема "Односоставные предложения"

Закрепление изученного материала

- Переходим к выполнению упражнений.

Задание 1.
Посмотрите на слайд, определите, какое предложение является односоставным, а какое двусоставным.

  1. Море сегодня взволнованно. (двусоставное)
  2. Зима. Белым-бело. (односоставные)
  3. Я вспомнил одну очень важную деталь. (двусоставное)
  4. Думаю, что в этот вечер нам придется увидеть много интересного. (сложное предложение, состоящее из двух односоставных)
  5. За домом строят новую школу. (односоставное)
  6. Что посеешь, то и пожнешь. (односоставное)
  7. Смеркалось. (односоставное)
  8. Мне было страшно. (односоставное)
  9. На елке зажглись яркие огни. (двусоставное)
  10. Тише едешь, дальше будешь. (односоставное)

- Обменяйтесь тетрадями и выполните проверку по эталону.

Критерии оценивания:
"5" - все верно;
"4" - 1 или 2 ошибки;
"3" - 3, 4 ошибки;
"2" - 5 и более ошибок.

Задание 2.
Определите вид односоставных предложений. Подчеркните грамматическую основу (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

  1. Вечер. Красота. (назывные предложения)
  2. Вечереет. (безличное)
  3. Что посеешь, то и пожнешь. (обобщенно-личное)
  4. Нам нужно постараться в этом деле. (безличное)
  5. Выходи гулять, Маша! (определенно-личное)
  6. На площади установили елку. (неопределенно-личное)
  7. Прекрасная осень! (назывное)
  8. Люблю прогуляться по зимнему лесу. (определенно-личное)
  9. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (обобщенно-личное)
  10. На станции объявили о прибытии нужного поезда. (неопределенно-личное)

Проверка по эталону.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: А теперь вернемся с вами к нашей схеме, которую мы заполняли в начале урока.
- Давайте проверим, какие знания вы получили. (Предложения бывают односоставные, по главному члену выделяются разные виды предложений)

- А теперь, ребята, давайте вспомним, чему мы с вами сегодня научились? (Самостоятельно составлять схему, выделять в тексте самое главное, находить признаки, по которым мы можем определить вид односоставного предложения и т.д.)
- Мы с вами отлично сегодня поработали!

Домашнее задание

- Выписать из учебников 10 односоставных предложений, определить их вид.
- Спасибо за урок!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!