Цели урока:
Оборудование: проектор, презентация, учебник.
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Создание проблемной ситуации
Учитель: Как вы можете охарактеризовать данное предложение? Возникли ли у вас сложности?
- В этом предложении есть обращение "ребята".
- Верно, обращение выделяется запятой. Попробуйте определить грамматическую основу.
Выявление места и причины затруднения
Учитель: Какое задание вы должны были выполнить? Почему у вас возникли затруднения? (…)
Поиск решения
Учитель: Что вам надо знать, чтобы устранить причину затруднения? (Нужно выявить, каким членом предложения является слово здравствуйте. Так как ребята – это обращение, значит, слово здравствуйте и есть грамматическая основа)
- Верно, но чтобы понять, каким главным членом предложения является данное слово, нужно определить его морфологические признаки. (Слово здравствуйте – глагол в повелительном наклонении, образованный от слова здравствовать. Значит, в предложении данное слово будет являться сказуемым)
- Как называются предложения, в которых только один главный член? (Односоставными)
- Теперь определите тему нашего урока? (Односоставные предложения)
- Молодцы, совершенно верно. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока "Односоставные предложения".
- Как вы думаете, в русском языке только один вид односоставных предложений? (Нет, они различаются по главным членам – сказуемому и подлежащему)
Учитель: Верно, запишите в тетради "Виды односоставных предложений".
- Откройте учебники, прочитайте материал и попробуйте составить схему "Односоставные предложения" (После составления один ученик зачитывает и комментирует выполненную работу)
Учитель показывает на слайде примерный вариант схемы.
Закрепление изученного материала
- Переходим к выполнению упражнений.
Задание 1.
Посмотрите на слайд, определите, какое предложение является односоставным, а какое двусоставным.
- Обменяйтесь тетрадями и выполните проверку по эталону.
Критерии оценивания:
"5" - все верно;
"4" - 1 или 2 ошибки;
"3" - 3, 4 ошибки;
"2" - 5 и более ошибок.
Задание 2.
Определите вид односоставных предложений. Подчеркните грамматическую основу (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Проверка по эталону.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель: А теперь вернемся с вами к нашей схеме, которую мы заполняли в начале урока.
- Давайте проверим, какие знания вы получили. (Предложения бывают односоставные, по главному члену выделяются разные виды предложений)
- А теперь, ребята, давайте вспомним, чему мы с вами сегодня научились? (Самостоятельно составлять схему, выделять в тексте самое главное, находить признаки, по которым мы можем определить вид односоставного предложения и т.д.)
- Мы с вами отлично сегодня поработали!
Домашнее задание
- Выписать из учебников 10 односоставных предложений, определить их вид.
- Спасибо за урок!